Очерк о стратегии Японии: Антикитайский пакт  21

Геополитика

30.10.2020 07:00

Андрей Школьников

17492  8.7 (15)  

Очерк о стратегии Японии: Антикитайский пакт

фото: ds02.infourok.ru

В предыдущей статье были показаны хорошие перспективы, начальные позиции и внутренняя готовность Японии стать одним из геостратегических игроков, выйти на первые позиции в мире. Но положение Японии может уподобиться ситуации начала 20-го века для Германии, когда оказалось, что все уже поделено и менять границы зон влияния никто по-хорошему не хочет

Ломает игру Страны восходящего солнца ожидаемый максимально поздний уход из региона Соединенных Штатов (2024-2027 гг.) и отсутствие территорий для экспансии, ведь к моменту обретения геополитической независимости границы зон влияния будут уже проведены. Очевидно неизбежное в этих условиях формирование антикитайского пакта и объединение с другими странами региона (в первую очередь с Индией) – не самый удачный стратегический шаг. «Антикитайский пакт», как и союз с Китаем, – отнюдь не билет в будущее, а скорее потеря стратегического темпа и перспектив.

Япония, войдя в панрегион другого геополитического игрока, усилив текущие и среднесрочные позиции, а также повысив шансы на переход в шестой технологический уклад в первой волне, имеет все шансы стать очень сильным его союзником и младшим партнером.

Поле стратегий Японии

По итогам 2018-2020 гг. определились три Великие державы – США, Китай и Россия, и интересы всех трех находятся в непосредственной близости от территории жизненного пространства Японии, игнорируя даже ее политические границы.

Наибольшие проблемы и сложности у последней с Китаем, одно то, что, с китайской точки зрения, «на восточных островах живут одичавшие и агрессивные китайцы, ответственные за более чем 35 миллионов потерь во Второй мировой войне», сильно осложняет коммуникацию. Островные экономика и производство не нужны Поднебесной, а вот рынки и технологии вполне придутся ко двору. В рамках этой линии Японию ждет быстрая, жесткая деиндустриализация и медленный, неумолимый этноцид (см. Китай/«США минус 70 лет»).

 Поле стратегий Японии

Рис. Поле стратегий Японии

США были бы рады сохранить свое присутствие в Восточном полушарии и, скорее всего, будут держать Южную Корею и Японию до последнего (2024-2027 гг. в зависимости от внутриамериканских событий), но цена этой защиты – потеря времени, которое пригодилось бы Японии на попытку собрать свой собственный панрегион.

С Россией все проще, ей нужно практически все, что может привнести Страна восходящего солнца, и даже на взаимовыгодных условиях – стратегии России «СССР-2»/«Царица морей».

Союз с указанными выше державами не является единственной перспективой, Япония может стать важным и сильным союзником/ ограничителем в регионе для внешних игроков, каким она была, например, для Британии против России и для США против СССР/ Китая. Однако при видимом выборе реальная помощь может идти только от:

  • Британии и Индии – вхождение в стратегию Британии «Новая Британская империя»;
  • Индии – стратегия «Антикитайский пакт»/«Восточное единство»;
  • все остальные потенциальные игроки должной помощи в противостоянии не окажут.

Опасность союза Японии с Индией («Антикитайский пакт») заключается в достаточно четком разделении Юго-Восточной Азии между двумя враждебными и примерно равными по силе и потенциалу союзами. Оба этих объединения будут претендовать на одни и те же ресурсы – Австралию и Персидский залив – и критично зависеть от проливов. Если бы Китай не имел сильных внутренних структурных противоречий, проблем было бы меньше, смогли бы договориться. Но над Поднебесной висит дамоклов меч дезинтеграции, и наиболее понятный способ решить внутренние проблемы – мобилизация для долгой и тяжелой войны с внешним врагом (см. стратегия Китая/«Великая жертва»). Союзные Япония с Индией или каждая из этих держав по отдельности просто идеально подходят для решения такой задачи. А раз есть потребность, то будет и война.

Союз Японии с Россией в этом плане менее неприятен для Поднебесной – Индокитай, Малайзия, Индонезия, Австралия и ресурсы Персидского залива находятся вне интересов пенрегионов «Царица морей» и «СССР-2», а сил одной лишь Индии не хватит, чтобы взять эти территории под свою защиту.

Примыкание Японии к британской стратегии «Новая Британская империя» тоже устроит Китай, так как область интересов возрожденной морской империи разбросана по всему миру и не концентрируется вокруг Поднебесной в качестве тормоза ее развития.

Если же мир пойдет по катастрофическому сценарию, то возможно проявление и усиление архаичного и слабого Буддийского проекта, где именно Япония станет центром сборки и основной силой. А за счет синкретического отношения к религии (сетевой компоненты) возможно формирование квази-империи, включающей в свой состав и иные народы и территории. В настоящий момент, однако, этот сценарий относится к чудесным (менее 2%).

Если бы мир остался глобальным, то Япония могла бы претендовать и на место военной силы Фининтерна, но эта стратегия закрыта/ представляет собой чудо (менее 2%).

Усиление принципов морской державы и продолжение ослабления США открывает перед Японией стратегии союза со странами Ибероамерики: «Тихоокеанское единство» (традиционный панрегион) или «Левый глобальный проект» (метагосударство леволиберального типа), но пока вероятность этих сценариев невысока.

В качестве отдельного варианта будущего Юго-Восточной Азии можно рассмотреть прямое военное противостояние Китая и США, в результате которого Китай утратит наиболее развитые территории и/или погрузится в распад. Ключевой момент такого сценария – а собственно, зачем это США? Всё, что нужно, можно получить и без войны, а риски открытого противостояния двух ядерных держав такого уровня все-таки запредельны.

Таким образом, поле стратегий Японии во многом определяется моментом времени, когда она сможет выйти из-под влияния, власти и контроля США. Из-за дефицита времени и закрывающегося окна возможностей самостоятельно собрать панрегион для нее реально только из стран Латинской Америки – при переходе на принципы державы моря и при условии очень быстрого погружения Штатов в пучину гражданской войны. В случае иных раскладов США неизбежно воспротивятся союзу Японии со странами Ибероамерики, а другие территории к тому времени будут уже распределены.

Вхождение в зону влияния Китая будет стоить Японии субъектности и будущего, а союз с Индией или Британией и Индией грозит вылиться в открытое военное противостояние с Поднебесной за территории, рынки и влияние в регионе. Проблема обостряется тем, что подобная коллизия может оказаться даже желанной и выгодной для Китая с точки зрения решения его внутренних проблем.

Наиболее перспективным для Японии является союз с Россией в рамках ее стратегий «СССР-2» и «Царица морей». Однако Япония – очень сильный и сложный союзник, требующий балансира в составе Кореи, Вьетнама и Филиппин. В ином случае удержать панрегион России будет крайне сложно.

Стратегия «Антикитайский пакт»/«Восточное Единство»

Периодически возникают предложения рассмотреть объединение Китая и Индии в рамках единой стратегии. Ключевая проблема здесь – собрать такое устойчивое будущее возможно только при полном проигрыше/сдаче одной из стран. Попытки простого суммирования экономических потенциалов не имеют смысла, так как структуры производства и потребления Китая и Индии не дополняют друг друга, а еще больше усиливают структурные дисбалансы.

Аттрактором прямого противостояния Китая с Японией или союзом Японии и Индии будет война троянского типа – бессмысленная, долгая и с утратой темпа и перспектив, т.е. стратегический тупик.


Несмотря на все отмеченное выше, выскажем все-таки гипотезу, что существует стратегия, позволяющая объединиться большей части Азии, и это стратегия союза Японии и Индии против Китая, за счет Китая и на обломках Китая. Заход на данную стратегию был осуществлен в 2014-2016 гг. под видом Тихоокеанского партнёрства. Признаем сразу – данный сценарий относится к чудесным, т.е. вероятность его менее 2%. По его ходу требуется несколько раз случиться крайне маловероятным событиям, обозначим которые: !!! чудо !!!.

Шаг 1. Блокада Китая. Стратегия «Антикитайский пакт» идет вторым номером и очень сильно зависит от желания и «доброй воли» других игроков. Всё действие происходит на фоне Величайшей депрессии с падением мировой экономики по 10% в год, громадными социальными проблемами и хаосом.

Формирование панрегионов в восточной Азии

Рис. Формирование панрегионов в восточной Азии

При этом необходимо наличие консенсуса на уничтожение Китая со стороны враждующих между собой противников (!!! чудо !!!). Этот консенсус предполагает, что:

  • союз Индии и Японии формируется заранее (2021 г.), туда примыкают (загоняются) все неподконтрольные Китаю страны региона – Южная Корея, Вьетнам, Тайвань, Филиппины, страны Индокитая, Индонезия (Рис. III и V), все это требует сильнейшего давления США и Фининтерна (!!! чудо !!!);
  • Япония создает ядерное оружие и расширяет ВМФ до паритета с Китаем (2021-2023 гг.);
  • США практически одномоментно уходят из Восточного полушария (например, в случае крайне жесткого варианта гражданской войны), желательно до 2023 года, и/или дают Японии полную независимость;
  • Россия делает выбор в пользу стратегии «Третий Рим», ориентированную на экспансию в Европу и отказывается поддерживать Китай;
  • в Средней Азии в интересах Фининтерна, США, Британии, Исламского мира для сокращения доступных Китаю торговых путей происходят события, подобные сирийским (2021-2023 гг.);
  • Иран и Пакистан выходят из-под влияния Китая и/или запускается сценарий дефрагментации Ближнего Востока и перекрытия морских путей в Европу (сюжет «Ерушалайм шель захав») – до 2025 года.

Получаем, что решение об уничтожении – не ослаблении, а именно уничтожении Китая – должны принять: США, Фининтерн, Исламский мир, Индия, Япония, при нейтралитете Британии, Ирана, Иудейского проекта, Европы и … России.

Легко заметить, что это расклад «все против одного», что крайне маловероятно и лишено очевидного смысла. Уничтожение Китая ничего принципиально не меняет – вместо сильного Китая чуть позже будет большая Япония/Индия. Всегда найдется штрейкбрехер, что ради личной выгоды порушит соглашение и договорится с элитами Поднебесной. Не забываем и о риске того, что Китай, если уж нечего будет терять, начнет применять ядерное оружие (Россия бы начала…).

При совпадении всех перечисленных условий в 2023-2025 гг. Китай оказывается в глубокой изоляции, в окружении врагов, с глубоким структурным экономическим и социальным кризисом (падение экономики более 50%). Ну а далее нужно внутреннее предательство элит, т.е. Поднебесная должна отказаться от попытки мобилизации нации путем военного конфликта с враждебным окружением (!!! чудо !!!).

Все это взрывает страну изнутри и ведет к распаду по границам исторических и экономических регионов (до 2027 года). Если же затянуть время, то Китай перетянет на свою сторону часть окружения и без проблем прорвет кольцо блокады.

Шаг 2. Формирование панрегиона (2025-2035 гг.). Создание единого экономического пространства, самодостаточного в плане ресурсов, обладающего сильной армией, но не имеющего проектности и интересов, чтобы оставаться в должной мере консолидированным.

Большая часть территорий деградирует до уровня архаики, и там придется наводить порядок. Прибрежные регионы Китая будут интегрироваться в данную структуру как отдельные государственные образования в качестве третьего элемента: Япония, Индия, Китайский мир. Япония выступит в роли объединяющей имперской нации, которую признают все, – !!! чудо !!!.

На этом этапе сохранение единства затруднено из-за:

  • влияния внешних игроков, заинтересованных в распаде;
  • высоких рисков отпадения от союза самодостаточной Индии;
  • отсутствия скрепляющих психоисторических смыслов на первых этапах.

Получаем необходимость еще одного близкого к чудесному сценарию для сохранения единства (!!! чудо !!!), а не распада панрегиона на небольшие образования.

Шаг 3. Трансиндустриальный переход (2035-2040 гг.). Переход в шестой технологический уклад будет произведен без особых проблем, так как Япония, Корея и Китай являются передовиками в роботизации.

Панрегион окажется неоднородным по структуре и правоконсервативным. Психоисторические смыслы будут синкретически сочетать … все что ни попадя. Это будет вариант античности с большим количеством противоречивых религиозных, философских и культурных систем. С христианской точки зрения, это будет политеистическое, анти-авраамическое представление о мире, где нет понятия добра и зла.

Внутренняя структура данного панрегиона будет напоминать чудесный сценарий – «Мир кланов и общин» (он откроется). У человека есть права и обязанности только как у представителя клана, общины, государства. Это будет правоконсервативный проект для людей внутри кланов и общин (с очень высокой степенью неравенства).

Шаг 4. Триполярный мир/глобализация (2040-2060 гг.). Панрегион «Восточное единство», если сформируется, то без особых проблем станет одним из полюсов Триполярного мира:

  • Россия, Континентальная Европа, Иран и, частично, Иудейский мир в рамках стратегий «Третий Рим» и «Новый ковчег» (Авраамический мир);
  • Япония, Китай, Индия – «Восточное единство»;
  • США, Ибероамерика, частично Иудейский мир «Леволиберальный глобальный проект» или возрожденные США («Иудохристианский мир»).

На первый взгляд, система довольно устойчивая, но около 2060 года следует ожидать возникновения седьмого технологического уклада, в котором раскроются биотехнологии и в полный рост встанет проблема трансгуманизма – попытки искусственного создания других разумных видов. Это откроет сюжет межвидовой войны, когда против «Восточного единства» выступят оставшиеся два панрегиона.

Таким образом, был бы ошибкой считать, что стратегия Японии и Индии «Антикитайский пакт»/«Восточное Единство» является интересным сценарием, для его открытия нужен общемировой консенсус на уничтожение современного национального Китая и еще целый ряд чудесных событий. Наличие у Китая хотя бы одного союзника делает эту стратегию слишком хрупкой.

В средне- и долгосрочной перспективе стратегия «Восточное единство» совершенно не нужна остальным игрокам, так как, вместо ограниченного в части экспансии национального китайского проекта, формируется региональный / глобальный проект, построенный на синкретическом объединении всего и вся, восточный по духу, анти-авраамический, правоконсервативный.

Вряд ли можно усмотреть позитив и в том, что в рамках панрегиона «Восточное единство» откроется один из чудесных сценариев «Мир кланов и общин», который будет стремиться выйти на общечеловеческий уровень глобального мира для избранных.

Резюме

На первый взгляд, Япония имеет большое и широкое поле стратегий, но из-за сохранения зависимого и подчиненного положения по отношению к США реализовать имеющийся потенциал в ближайшие годы не представляется реальным, а в среднесрочной перспективе, когда мир будет переходить в сценарий Триполярного мира или на новую глобализацию, это окажется просто бессмысленным.

Принятие покровительства Китая выльется для Японии в изощренное геополитическое и национальное самоубийство, реалистическим союзником остается Россия (стратегии «СССР-2»/«Царица морей»). Если Япония оказывается в нашем панрегионе, то для формирования ей противовеса необходимы христианизированные Филиппины, Корея и Вьетнам. Мы не должны допустить ошибки США, позволив Японии иметь высокую степень автономности: залог жизнеспособности российского панрегиона – максимально плотная экономическая связанность.

Присоединение к Ибероамерике в рамках леволиберального глобального проекта не лишено смысла, но пока маловероятно.

Практически при всех вариантах Страна восходящего солнца будет вынуждена пойти младшим партнером к другому игроку. Наиболее вероятным сценарием самостоятельной игры будет союз с Индией в качестве противовеса Китаю, что с большей долей вероятности завершится многолетней позиционной и тяжелой войной троянского типа. Попытки обойти военное противостояние возможны, но крайне маловероятны. Если Япония не войдет в состав нашего панрегиона, то она потенциальный противник, и, выступая в качестве арбитра в ее противостоянии с Китаем, будем желать успехов обеим сторонам конфликта.

В случае, если степень деградации и распада глобального мира будет глубже, откроются архаичные сценарии, как-то: формирование панрегиона, технологической зоны со странами Ибероамерики или запуск Буддийского проекта, объединяющего большую часть Юго-Восточной Азии, включая части распавшегося Китая, но пока эти варианты будущего закрыты.

Очерки по геостратегии


Заметили ошибку в тексте? Сообщите об этом нам.
Выделите предложение целиком и нажмите CTRL+ENTER.


Оцените статью

––>

Спасибо за обращение

Укажите причину