Геостратегический взгляд на будущее Восточной Европы  64

Аналитика и прогнозы

03.09.2020 07:00

Андрей Школьников

25451  9.1 (20)  

Геостратегический взгляд на будущее Восточной Европы

фото: img-fotki.yandex.ru

Писать данную статью не было особенно интересно, так как она вторична и ее можно без проблем собрать из основных стратегий больших игроков, но слушатели роликов и читатели статей регулярно просят рассказать подробнее о будущем Польши, Венгрии, Чехии, Словакии и даже Румынии. Как в таких случаях писали в советское время – «письмо позвало в дорогу»

Говоря о стратегии и будущем восточноевропейских народов, нужно сразу озвучить очевидное – ни один из них не сможет стать субъектом и возглавить собственный панрегион. Фактически, будущее данного региона определяется тремя сценариями:

  • протекторат России в рамках стратегии «Третий Рим» – инерционный сценарий;
  • деградация территорий до состояния Дикого поля;
  • формирование европейского проекта, конфедерации «Новая Византия»/«Четвертый Рим».

Порядок вариантов не случаен, на сегодняшний момент их вероятность составляет, соответственно, 45%, 30% и 20% плюс еще 5% суммарно на чудесные сценарии. Как это ни прискорбно, но ослабление тренда на получение независимости Японии от США усиливает европейский выбор будущего России, т.е. стратегию «Третий Рим». При этом совершенно не важно, пойдем ли мы в смысловое поле Европы через «Левый поворот» или без него, в обоих вариантах вырваться из общеевропейских смыслов и влияния старых континентальных элит, за которыми маячит Ватикан, будет очень сложно.

Геостратегическая матрица

Текущая стратегия стран Восточной Европы описывается геостратегической матрицей:

  • Польша (доминируют национальные элиты) – многовекторная политика (между США и Фининтерном, ЕС и Германией) с попытками создания своего проекта с привлечением младших партнеров (Междуморье);
  • Венгрия (доминируют национальные элиты с элементами имперскости) – модернизация, сжатие ресурсов, встраивание в чужой проект/игру с попытками взять часть ресурсов под себя (ориентация на консервативные силы США, Россию и др.);
  • Чехия и Словакия (доминируют ненациональные элиты) – попытки играть в многовекторность, в то время как пора уже заниматься концентрацией ресурсов;
  • Румыния (доминируют ненациональные элиты) – попытка играть в многовекторность и линейную экспансию (Молдавия), когда надо закрывать границы и ставить барьеры, т.е. защищаться.

Ключевыми для выбора доминирующего пути станут 2022-2023 гг. (победа Дональда Трампа и быстрый распад ЕС) или 2025 г. (проигрыш Дональда Трампа). И, да, позиции республиканцев по моим оценкам сейчас – 65% против 35%.

Стратегия карпатских народов

Вследствие событий первой половины 20-го века и длительной политики нулевой пассионарности в западной, а последние десятилетия и в восточной Европе сложился крайне низкий уровень пассионарности. Повторяться смысла нет, данный вопрос был разобран в стратегии Континентальной Европы.

Абсолютное большинство современных европейских народов не имеют национальной проектности, они существуют по инерции ровно до тех пор, пока не появятся внешние силы, что нанесут удар/ выведут ситуацию из неустойчивого равновесия. Такие естественные с позиций национального возрождения запросы, как ренессанс Великих Испании/Чехии/Дании и т.д. маргинализированы, а региональная, наднациональная общеевропейская проектность не сформирована.

В континентальной Европе есть всего два центра, которым не чужд имперский дух, пусть даже и в ослабленном виде, – венгры и сербы. Первые в 19 веке вдохнули немного энергии в монархию Габсбургов, благодаря чему появилась Австро-Венгрия, практически ставшая империей суши. Вторые потратили множество ресурсов и сил на создание и формирование империи суши в форме Югославии, правда не очень удачно.

Рассмотрим варианты будущего Венгрии, Чехии, Словакии и Румынии, Польше же посвятим отдельный раздел. У  первых в 21-ом веке общая судьба и разделять их не имеет смысла.

Поле стратегий карпатских народов

Поле стратегий карпатских народов

В рамках инерционного сценария реализации Россией стратегии «Третий Рим» данные страны и народы войдут в единое Восточноевропейское генерал-губернаторство, протекторат России. Никакого разговора про национальное возрождение и развитие за счет ресурсов нового-старого старшего брата больше не пойдет. Москва обеспечит безопасность и стабильность, дав возможность всем энергичным людям ухать в метрополию.

Переход основного центра мировой геополитической борьбы в Тихоокеанский регион к 2040 году превратит Старый континент в далекое и малоинтересное захолустье. Восточная Европа при любых раскладах будет рассматриваться в качестве нестратегической окраины, некоренной территории, которую со временем, возможно, придется оставить. Данная логика скажется и на приоритетах политики России:

  • ключевой ресурс – этнически и культурно близкое население, пригодное для интеграции в империю;
  • уровень развития и жизни в регионе должен быть ниже, чем в России (после деиндустриализации, проведенной ЕС, и исчезновения дотируемой постиндустриальной экономики услуг даже делать для этого ничего не придется);
  • поощрение переезда в метрополию энергичных, молодых и пассионарных;
  • культурная автономия и национальные интересы не должны формировать антироссийскую повестку;
  • мечты о национальной независимости должны быть под контролем старого принципа divide et impera (разделяй и властвуй) – если Россия решит уйти, то лишь сама, не допуская ни малейших надежд на то, что ее к этому можно принудить;
  • межнациональные конфликты и разборки не должны выходить за пределы региона.

Для этих целей органичным стало бы формирование на европейском пространстве единого экономического и политического региона, численностью в 45 млн. человек, с передачей одному из народов функции надсмотрщика/«любимой жены». Лучше всех с этим справятся венгры – у них еще сохранились остатки имперского духа, т.е. политика овенгеривания будет проводиться «в меру». Далее все зависит от политики России, в пределах 2045 года, скорее всего, произойдет интеграция обсуждаемых стран в окраинные губернии, границы которых не будут совпадать с современными государственными.

Если Россия не пойдет спасать Европу, то континент ждут тяжелые времена с сильной дефрагментацией, разрушением государств, падением уровня жизни более чем на 50%, восстанием неоварваров и множеством других чудес. Наилучшие позиции в Восточной Европе будут у Венгрии и Польши – они достаточно монолитны и потому смогут быстрее придти в себя, возродить амбиции на готовность воевать и даже реально под шумок включить в свои зоны контроля окрестные земли. Большого и светлого будущего у данных образований не будет, центр геополитики к 2040 году переместится на Тихий океан, но все же это много лучше, чем Дикое поле.

В случае реализации сценария Континентальных элит Европы «Четвертый Рим» – Россия отказывается от европейского будущего, и центром консолидации становится Вена, субъектом процессов станут старые гвельфские элиты и Ватикан. Это будет проект национального социализма, много мягче Третьего Рейха, но все же. Все коренные европейские народы (германцы, славяне, венгры и т.д.) будут считаться хорошими, а приезжие негры, арабы и турки будут подлежать выселению как нежелающие интегрироваться и работать. Современное национально-территориальное деление в целом сохранится, правда национальные элиты будут приведены к покорности Ватикану и/или зачищены.

Таким образом, будущее Венгрии, Чехии, Словакии и Румынии может пойти по трем основным сценариям: протекторат России в рамках единого генерал-губернаторства (текущая вероятность около 45%), вступление в новую европейскую конфедерацию под окормление континентальных элит Европы и Ватикана (около 20%) и попадание в Темные века с сохранением Венгрии и Польши в качестве национальных государств и утратой статуса остальными (около 30%). На прочие чудесные сценарии в сумме остается не более 5%.

При первом варианте регион будет административно разделен на отдельные районы/исторические провинции без национальных принципов деления и с единой столицей – Будапештом. В рамках отдельного района будет поддерживаться культурная автономия доминирующего народа при обязательном  уважении остальных.

При реализации стратегии России «Третий Рим» или стратегии Континентальных элит Европы «Четвертый Рим» общий уровень развития/бедности региона будет примерно одинаков. В первом варианте лучше всего было бы оказаться в Будапеште, во втором – в любой из современных столиц.

При реализации сценария «Темные века» лучше всего будет жить в Венгрии или Польше, поближе к столицам.


Стратегия Польши

В предыдущей статье о Польше была подробно описана непростая ситуация и геостратегический тупик поляков в современном мире: они плотно окружены тремя центрами силы (Россия, Германия, Континентальные элиты Европы), не имеют собственной зоны экспансии и привыкли быть агентами влияния внешних сил. В ближайшие десятилетия все, что полякам остается, – ждать и надеяться, что завяжется борьба на более высоком уровне и в битве за Европу найдутся внешние силы, которым они опять предложат свои услуги.

Венгры, в силу пусть и слабого, но все же имперского духа, готовы договариваться и взаимодействовать со многими, поляки – только с внешними силами.

В настоящее время элиты и народ Польши разделились практически поровну: одни ориентированы на Промышленные элиты США, вторые –на Фининтерн.

От любой из сторон Польша будет требовать зону контроля и интегрируемые территории, в порядке приоритета это:

  • Восточные кресы (Галиция и Западная Белоруссия);
  • Литва и Латвия;
  • Калининградская область;
  • Чехия и Словакия;
  • Малороссия и Одесса;
  • Восточная Германия.

Логика запросов состоит в полном соответствии с представлением державы суши. Будет ли Россия готова к такому? Теоретически, она согласится отдать две, максимум четыре, области Галиции по принципу «На тебе, Боже, что нам не гоже». Континентальные элиты Европы готовы отдать Прибалтику и все, что можно взять восточнее. Ну а Германия в ближайшие годы игроком не является.

В краткосрочной перспективе (до Новой Ялты и немного после) внешние силы будут поддерживать Польшу против всех соседей, чем та и будет козырять. Ценой такой политики станет утрата перспектив в среднесрочной перспективе, когда оформится конфигурация будущего континента.

В ближайшие несколько лет перед Польшей откроются следующие варианты будущего:

  • протекторат России (в рамках стратегии «Третий Рим»);
  • Большая Польша в окружении Дикого поля (Россия не идет в Европу);
  • контр-ядро, часть Континентальной Европы (в рамках «Четвертого Рима»).

Самым неприятным сценарием для Польши – но пока наиболее вероятным – станет попадание в зависимость от России одновременно с Германией. В этом случае для укрепления контроля России будет логичным выстраивание отдельной политики в отношении каждой из немецких земель. Россия просто не сможет переварить и контролировать Германию полностью. По факту, это приведет к разделению Германии на три региона – ГДР, католическая Бавария и все остальное. А что может быть лучше взаимной и постоянной любви онемеченных славян (восточных немцев) и поляков? Единый польско-восточногерманский протекторат, может стать форменным издевательством. Особенно, если координация и управление парой десятков регионов будет идти через Калининград.

В случае погружения Европы в сценарий «Темные века» Польша вместе с Венгрией станут островками стабильности, о чем писалось выше. С точки зрения поляков, в катастрофическом для Европы сценарии ничего страшного не будет, если только они успеют возродить армию и прибрать к рукам окрестные земли, «защищая их от хаоса».

В состав проекта Континентальных элит Европы («Четвертый Рим») Польшу, конечно, возьмут, но из-за всей предыдущей ее политики будут держать на расстоянии, ожидая подвоха и постоянных неприятностей. И кто бы сомневался, что Польша не подведет…

Кстати, когда автор решил посмотреть численность населения Польши, он перешел в Википедию и зачитался перекрестными ссылками об истории Польши. Создалось впечатление, что весь набор этих статей просто переведен с польского языка, уж больно претенциозно подобраны факты и расставлены цитаты, все неприятное полякам проходит кратко и одной строкой, все польские обиды расписаны подробно и наполнены эмоциональными оценками.

Ну а что еще можно ждать от глобалистского и русофобского инструмента, коим является Википедия! Информационной пространство Русского мира должно быть зачищено от такой топорной пропаганды.

Но все это – разговор о ближайших двадцати годах, а далее нас ждет 6-ой технологический уклад и перенос основного театра мировой политики из Северной Атлантики в Тихоокеанский регион. Внешние силы перестанут интересоваться Восточной Европой от слова «совсем», и вот тут Польша останется один на один с историческими противниками. Если понимания и осознания этого не произойдет, то в 2040-х гг. Польша рискует окончательно исчезнуть с политической карты мира.

Не нужно думать, что это будет повторением раздела предыдущих эпох, все случится намного проще – деиндустриализация, самостоятельность каждого воеводства, система высшего образования на чужом языке и переезд центральной власти в непольский город – Будапешт, Калининград или Берлин.

Таким образом, с точки зрения национальных интересов, погружение Европы в Темные века сохраняют для Польши шанс на усиление и расширение зоны влияния. Для этого требуется не так уж и много – отказ России от спасения Европы и неспособность континентальных элит сформировать новое ядро сборки на территории бывшей Австро-Венгрии.

С намного большей вероятностью Польшу ждет судьба нелюбимого и вынужденного протектората России, от которого последняя будет освобождаться с удовольствием, или попадание в конфедерацию континентальных народов «Четвертый Рим» в качестве крупного, но нелояльного участника, которого никто не любит.

Что нужно было бы делать Польше в последние несколько лет и далее? Выстраивать нормальные отношения с Россией и окрестными странами, перестать быть проводником внешних сил на континенте. Скорее всего, время что-либо изменить уже упущено.

Резюме

В целом, века безраздельного доминирования западноевропейской цивилизации в мире завершаются, центр мировой политики в пределах 2040 года переместится на Тихий океан. Европа обречена на утрату своей значимости, ей предстоит стать задним, забытым двором сильных игроков.

Будущее Восточной Европы распадается на сценарии:

  • протекторат России при реализации стратегии «Третий Рим» – вероятность 45% (оценка для текущего момента);
  • «Темные века» с деградацией континента и сохранением Польши и Венгрии как центров локальной консолидации – вероятность 30%;
  • формирование европейской конфедерации «Новая Византия»/ «Четвертый Рим» со столицей в Вене – вероятность 20%;
  • чудесные сценарии – в сумме 5%.

Кто-то скажет – неприятное и страшное будущее. Отнюдь, по сравнению с тем, что ждет Западную Европу, все еще даже очень ничего. Оптимальный вариант для проживания – Будапешт, далее идет Варшава. Ключевыми в ближайшие годы станут вопросы безопасности.

И, да, у балканских народов внешние сценарные условия аналогичны описанным, только со столицей генерал-губернаторства в Белграде, большей деградацией, мощным потоком неоварваров, перспективами геноцида/выселения косовских албанцев и части бошняков – но это уже другая история.

Политика России в регионе будет простой – выступать в качестве внешнего беспристрастного судьи, не желающего брать оперативное управление на себя. Именно для этого так будут нужны народы хотя бы с минимальными имперскими традициями (венгры и сербы).

Для России стратегия «Третий Рим» – далеко не самый выгодный путь. Развитие Дальнего Востока будет происходить при любых раскладах, нет сомнений, что Тихий океан станет основным театром борьбы в 21-ом веке, но освоение и перенос центра при «Третьем Риме» будет идти значительно медленнее: ведь Япония в качестве союзника на 30-35 лет нужна России не столько ради ее промышленного потенциала, сколько ради возможности радикально сменить акценты нашего развития.

Очерки по геостратегии


Заметили ошибку в тексте? Сообщите об этом нам.
Выделите предложение целиком и нажмите CTRL+ENTER.


Оцените статью

––>

Спасибо за обращение

Укажите причину