В предыдущей статье по геостратегии были рассмотрены две из трех республик Закавказья – Грузия и Азербайджан, и осталась Армения. Между тем, в последние годы все более четко проявляется неблагоприятная тенденция, ставящая под угрозу будущее одного из древнейших современных народов, а именно исход народа и элит из Армении в диаспору, в попытке построения сетевой державы. Вот только для такой амбициозной цели нет ни ресурсов, ни возможностей
С точки зрения армян, выстраивающих преемственность от государства Урарту, история их народа столь же древняя и величественная, как и у евреев, так согласно легендам, Айк, легендарный предок армян, вышел из Междуречья лет на 500 раньше Фарра (отца Авраама). Да и в целом, два этих народа, зародившихся на Ближнем Востоке, имеют много общего. Они подвергались рассеянию, притеснениям по религиозному принципу и геноцидам. Представители обоих народов имеют склонность к посредническим операциям и торговле. Можно сказать еще много чего, но главное не это, складывается впечатление, что армяне пытаются достичь и превзойти достижения Иудейского проекта, не имея для этого необходимых внутренних ресурсов и внешних условий.
Дороги в будущее
Рассмотрение Армении в рамках традиционной геостратегии не позволит корректно ответить на вопросы о перспективах и оптимальной стратегии, так как влияние и численность диаспоры в разы превосходит показатели национального государства, да и армянская диаспора по значимости и влиянию по праву занимает второе место в мире, сразу после евреев.
Много веков армяне стремились вернуть родные земли, ведь насильственное переселение народов отнюдь не изобретение 20-го века, а традиционная политика практически всех империй Ближнего Востока. В определенные периоды времени, доля армянского населения на одноименном нагорье становилось менее 20%, но во многом благодаря России, ситуация была исправлена. Вот только текущая территория Армении, даже с учетом Нагорного Карабаха и Лачинского коридора, значительно меньше исторической. Вся Западная Армения с символом народа – горой Арарат, и несколькими миллионами крипто-армян осталась под власть турок, ответственных за геноцид, смирнскую резню и прочие «человеколюбивые» дела.
В настоящее время, собственно в Армении проживает 3 млн. армян, а в диаспоре более 7 млн. человек. Отдельно нужно сказать про национальную элиту – часть аристократии постигла общая для Российской империи участь, другая часть погибла от рук турок. Структура общества больше соответствует привычной нам европейской, чем родоплеменной, характерной для народов Кавказа. Последние десятилетия, на территории собственно национального государства, большая часть власти была сосредоточена в руках властной группы/ клана из Нагорного Карабаха, что принесли победу в войне с Азербайджаном.
Вот только другие властные кланы и группы не были представлены в Армении, все их интересы были в диаспоре. Вместо участия в жизни государства и борьбы за власть, они ушли в более богатые и перспективные места, периодически направляя средства на благоустройство страны. Только своих ресурсов и власти на родине у них не было, вот и не удивительно, что в отсутствии баланса и минимального контроля, всё что можно разворовывалось правящей властной группой. Автор очень бы удивился, если бы было по-другому, все мы люди, все мы грешны...
Этническая схема региона
Посмотрите внимательно на этническую схему региона, показаны основные коренные народы, непосредственные участники. Один квадрат соответствует примерно 0,2 млн. человек. У многих остались иллюзии, в способности в долгосрочной перспективе, да без помощи внешних сил, сохраниться Армении? Долго балансировать между региональными игроками не получится, уж больно отношения испорчены, отсутствуют общие интересы, да нечем заинтересовать.
Вариантов сохранения национального государства не очень много:
- найти защиту у одного из глобальных игроков, имеющего интерес в регионе и способного прорвать естественную блокаду;
- перейти в формат сетевой державы, значительно увеличив доступные ресурсы (аналогично защите Израиля Иудейским проектом);
- стать арбитром, между остальными силами;
- взять под контроль часть окрестных народов.
Третий и четвертый варианты не реальны, в силу исторических отношений, разницы психоисторических смыслов (религии) и претензии на одни и те же территории и ресурсы. Остается лишь поиски защиты и формирование сетевой державы.
Переход к сетевой державе
Армяне пытаются найти свой путь, вот только складывается впечатление, что нет понимания разницы между диаспорой и сетевой державой, и это ведет к закладке мины под будущим и ставит под угрозу само существование народа.
Проведем сравнительный анализ армян и Иудейского проекта, наиболее успешной сетевой державы современного мира.
Исторически, армяне в большей степени проявляют черты державы суши. Но долгие столетия утраты государственности, разбросанности, расселения и изгнания не могли пройти без следа, что и выразилось в появлении сильной и влиятельной диаспоры. В настоящее время, общее направления развития армян – усиление сетевых принципов, ценой ослабления национального государства (державы суши). Фактически, армяне добровольно идут на рассеяние. В то же время, Иудейский проект сейчас идет в обратную сторону, сетевая держава формирует элемент суши.
Наблюдается картинка, как в школьной задаче – «из пункта А в пункт Б выехал поезд …». Вот такую встречу и можно наблюдать, обмануться и сделать неверные выводы. Проблема в том, что один пункт назначения расположен высоко в горах, а второй в долине, и совсем не факт, что поезд, идущий в горку, сможет туда заехать. Да и едущий вниз, может слететь с рельсов или повернуть в тупик.
Типовой вариант расширения сухопутной державы за счет принятия сетевых принципов – путь построения сухопутной империи, вот только у Армении нет для этого ресурсов и территорий, да и сами армяне давно уже не имперский народ. Попытка построить сетевую державу также сомнительна, носителям Иудейского проекта понадобились тысячелетия, для такого перехода, да и сделан он был не по своей воле.
Восточные предгорья Арарата можно сравнить с деревней, из которой все бегут в город, обратно можно приехать в отпуск, отправить детей к бабушке на лето, вернуться на пенсии, но жить всю жизнь там не интересно и бесперспективно, да и оставшиеся воспринимаются как аутсайдеры. Несколько поколений, и деревня вымрет, а принимая во внимание алчных и обиженных соседей, все может завершиться много раньше.
Поверхностный взгляд на текущее положение и исторические параллели создают иллюзию близости путей армян и евреев – множество схожих черт и исторических сюжетов, вот только внешняя похожесть вводит в заблуждение, как плавники у дельфинов и рыб, создают иллюзию родственности видов.
Исторический выбор Армении сделан в пользу создания сильной диаспоры. В настоящее время армян в национальном государстве 3 млн. человек, а за его пределами более 7 млн. человек, не считая еще нескольких миллионов крипто-армян. Переход к сетевой державе требует очень много времени, есть ли оно? Смогут ли армяне сохранить устойчивую и сильную диаспору на протяжении нескольких поколений?
Обязательным критерием позволяющим формировать сетевые принципы, является наличие устойчивых имманентных психоисторических принципов. У Иудейского проекта есть собственные национальный и региональный проекты (Авраамический мир), в обоих из них представителей Иудейского проекта являются основой, стержнем, ядром.
Армяне являются самым древним государством, принявшим христианство, одним из языков Древней Армении был арамейский, на котором говорил Иисус Христос. Повернись ход событий по-другому, будь географическое положение более защищенным (сухопутные границы открыты для вторжения с четырех сторон света), и совсем не греческий и латынь были бы основными языками христианского мира. Но сложилось так, что психоисторическая борьба за первенство не просто проиграна, а Армения утратила положение контр-элиты Православного проекта (формальное первенство пока у греков, но ересь Стамбульского патриарха все больше приближает переход к России) и Авраамического мира, ядро которого – Иудейский проект. По последнему надо сказать отдельно, нам навязывают выражение иудо-христианская цивилизация, а между тем, с точки зрения истории, традиций и религиозных догм, талмудический иудаизм намного ближе с исламом, чем с христианством.
Говорить о различиях между Армянской церковью и Вселенским Православием, т.е. тем, кто успел приехать на Собор, а кто нет – не будем.
У армян нет характерной для Иудейского проекта устойчивости/ психоисторических смыслов для сохранности диаспоры и жизни многих поколений среди представителей других этнических систем и проектов.
Следующий критерий перехода – наличие высокого порога/ ограничения для ассимиляции. В формате диаспоры, Иудейский проект постоянно «терял» часть своих представителей (например, выкресты в России), но самовоспроизводящееся ядро оставалось. В отличие от представителей Иудейского проекта, практически вся диаспора армян оказывается в значительно более близкой психоисторической среде. 1,5-2 поколения, и потомки полностью адаптируются среди христианских или постхристианских народов, ведь жестких ограничений на браки нет, а дети из смешанных семей, при сопоставимом уровне пассионарности, чаще принимают идентичность большинства/ коренного населения.
Если бы столетия назад армяне приняли ислам, снизив порог смешения с завоевателями, то с высокой долей вероятности, ни языка, ни собственной культуры у них бы уже не осталось, а конгломерат курдских народов обогатился еще одним племенным союзом.
Третий критерий долгосрочного существования и устойчивости диаспоры – отсутствие попыток физического уничтожения/ геноцида. Тут положения армян объективно лучше, вот только это следствие слабости двух первых критериев.
Таким образом, построение сетевой державы через выстраивание сильной диаспоры с большей вероятностью не приведет армян к успеху, начиная от нехватки времени, заканчивая отсутствием необходимых предпосылок – сильных, устойчивых психоисторических смыслов и отказа от смешения и ассимиляции.
Последние сто лет, все попытки создания проектности крутятся вокруг ненависти и мести туркам за геноцид. Вот только создавать на отрицании и ненависти нельзя, необходимы конструктивные и продуктивные смыслы. Автор не видит сильных ходов, способных решить данный вопрос на уровне, достаточном для построения сетевой державы в течение 1,5-2 поколений, а больше, в случае утраты национального государства, времени и ресурсов не будет.
Ну и вишенкой на торте – а с чего бы это Иудейскому проекту позволять появиться конкуренту, способному взять на себя роль коммуникатора между панрегионами, т.е. именно ту роль, что почитатели Талмуда оставили за собой в раскладах будущего.
Необходимо констатировать – у армян практически нет шансов в ближайшие несколько поколений перейти к модели сетевой державе и не потерять себя.
Сохранение Армении
Что делать в такой ситуации? Укреплять связи национального государства и диаспоры, ломать тренды. Формирование сетевых механизмов – долгосрочная цель на несколько поколений, она не стоит утраты государства.
Борьба с Турцией должна вестись до уничтожения последней, это должна быть среднесрочная цель. Автор ранее неоднократно писал про хрупкость государства потомков осман. Необходимо готовиться к затяжной большой войне на всем Ближнем Востоке, все против всех, заранее превращая страну в крепость. В этом плане необходим обязывающий союз с Россией и желателен сухопутный коридор до нее. Можно еще раз взглянуть на этническую схему…
Необходимо решить вопрос с позиционированием проектности армян. Вне зависимости, будет ли идти речь об обретении субъектности Православным проектом или оформлению Авраамического мира. У Армении нет ни сил, ни ресурсов, ни потенциала для самостоятельной игры. Ее позиция – младший и традиционный партнер России, добавляющий истории, традиций, ресурсов диаспоры.
План действий не так и сложен, но требует достижения реального консенсуса внутри всех элит, в первую очередь диаспорян:
- 5-10%% всех потоков и функционала контролируемых диаспорой компаний (начиная с блокирующего пакета), наработок и т.д. должно быть перемещены в Армению (проталкивание этих решений вопрос не одного цикла планирования, но начинать надо);
- подконтрольные диаспоре учебные заведения и научные центры со всего мира должны открывать свои представительства, филиалы (механизм аналогичен вышеописанному);
- зачистка страны от любых сект, общественных западных организаций и т.д.;
- все крупные семьи, кланы и т.д. должны перевести в район одноименного нагорья свои представительства, взять курирование над территориями, чтобы страна не отдавалась на откуп одному из кланов, а были локализованы интересы всех;
- помощь должна заключаться в создании работы, а не строительстве домов, дорог и благотворительности;
- правило для всей молодежи в диаспоре, особенно из успешных семей – минимум три года жизни в Армении (с перерывами) – год школы, год института, год службы в армии;
- программы возврата криптоармян (2-7 млн. на территории Турции) – любой человек из потуреченного региона, приехавший в Армению получает пару месяцев для принятия решения о знакомстве с верой, традициями и крещениям. После этого его включают в программы адаптации, аналогичные израильским.
Поскольку значимость и вес диаспоры на порядок превышает влияние национального государства, а повернуть ситуацию вспять не представляет возможным, остается лишь замедление деструктивных процессов через усиление связи диаспоры с государством.
Построение сетевой державы сценарий крайне сложный, маловероятный и требующий слома большого количества трендов. Без формирования собственной уникальной проектности, как основы сетевой державы, данный вопрос не имеет решения.
Союз с Россией
В ближайшие несколько поколений, у Армении нет перспектив на самостоятельную игру даже в рамках региона, уж больно сложные у нее отношения с большинством соседей, да низкий уровень ресурсов. Построение сетевой державы и переход в мировой масштаб также проходит по статье чудесного сценария.
Остается лишь встраиваться в чужой панрегион, оптимальным выглядит Россия. Традиционные, исторические связи, совпадение психоисторических смыслов, возможность получить защиту, сохранить Нагорный Карабах и … получить под управление основные банковские и финансовые потоки панрегиона, да финансовое взаимодействие с другими панрегионами. Необходимо понимать, что в посткапиталистическом мире, данные функции перестанут быть самыми важными и определяющими.
Польза России очевидна – крепость-волнорез на опасном направлении, а также ресурсы и связи армянской диаспоры, второй по влиянию в мире. Данное решение должно быть результатом консенсуса национальных элит, так как повлечет частичную утрату независимости и некоторое снижение влияния армянской диаспоры. Вот только в виде альтернативы – потеря собственного национального государства и ускорение процессов ассимиляции.
Возникает вопрос, что еще может запросить Армения от союза? Стать наместником от имени России над всем Кавказом. Логика проста – кавказские народы признают силу и сохраняют верность сильному. Разбираться в их дрязгах, обычаях и особенностях требует времени и ресурсов, так чтобы не отдать системный вопрос текущего управления разрешения конфликтов кому-то из местных, кто понимает и русских и горцев, но в тоже время ментально близок. И ведь есть такие добровольцы – армяне.
Примут ли их другие народы в этом качестве? Скорее нет, чем да. Ведь важна личная сила. Но разве это может стать причиной отказа от мечтаний и планов? Конечно нет.
Для России смысла в такой схеме нет, а вот управление банковскими финансовыми потоками скорее всего уйдет армянам. Плюс коммуникация с другими панрегионами частично пойдет через армян, что поможет последним развивать сетевые механизмы, а для России создаст резервный, альтернативный Иудейскому проекту контур коммуникаций с другими панрегионами.
Заключение
Будущее армянской этнической системы неоднозначно, складывается иллюзия наличия двух базовых стратегия – построение сетевой державы и усиление национального государства. Вот только преобразование диаспоры в сетевую державу процесс очень медленный, и без сохранения государства, у армян нет шанса на будущее.
Использование в качестве ориентира Иудейский проект очень опасно, хотя добиться схожих итоговых результатов кажется заманчивой идеей. Вот только Иудейский проект стал таким не по своей воле и не благодаря тысячелетнему плану Соломона, проход ашкенази через «бутылочное горлышко» (25-32 поколения назад количество мужчин уменьшилось до 350) только в страшном сне можно рассматривать частью плана. У еврейской этнической системы были очень серьезно изменены психоисторические смыслы – речь про галахические принципы определения еврейства, самоизоляцию среди других народов и т.д.
Два тысячелетия существования без родины, с негативным отношением местного населения, постоянными попыткам навязать чуждые принципы и т.д. Текущий результат стал возможен после и благодаря законодательному разрешению ссудного процента, если бы не оно… Вот живет рассеянный народ цыгане и живет, что у них происходит – никого не волнует.
У армян ситуация отлична, несмотря на периодическое многовековое отсутствие собственной государственности (практически никого из народов-современников не осталось), потомки Айка большую часть времени были частями империй, играя значимые и важные роли. Трагическая ситуация с геноцидом со стороны турок, решивших строить моноэтническое государство на руинах Османской империи – черная страница истории, требующая отмщения.
В условиях распада глобального мира на панрегионы и роста напряженности, инерционный сценарий усиления диаспоры со снижением роли национального государства, ведет к утрате Армении в горизонте 20-30 лет, с последующей ассимиляцией диаспоры в течении нескольких поколений среди христианских и постхристианских народов. Есть еще слова: геноцид, турки, курды, азербайджанцы… достаточно посмотреть на этническую схему региона.
Что делать? Большинству диаспоры необходимо понять, что рассказывать про красоту Армении, направлять туда деньги и т.д., живя при этом вдали – более недопустимо. Если в доме не жить, то он разрушается в разы быстрее. Пришла пора возвращаться и превращать историческую родину в крепость, форпост, союзника России. Ведь более никто не сможет гарантировать существование страны в ближайшие десятилетия, да и есть шанс вернуть криптоармян и земли.
Диаспоре придется встраиваться в панрегион России, делая выбор и забывая про нейтралитет и многовекторность. Понятное дело, что это ограничит свободу, но даст гарантии, да и позволит получить под свое управление часть финансовых потоков панрегиона, да создать резервный коммуникационный контур с другими панрегионами. Последнее – еще один шаг к формату сетевой державы и повторения успеха Иудейского проекта.
Выгодно ли это России – да, только нужно поумерить аппетиты армян в части управления Кавказом, да в попытках монополизировать банковский и финансовый сектор. Ну и не нужно забывать, про запущенный процесс окончательного переноса центра Православного проекта от эллинов к нам, да в рамках реализации стратегии «Новый ковчег», армяне никак не будут лишними.
Очерки по геостратегии
- Очерк об общемировых сценариях на ближайшие 80 лет
- Глобальные, региональные и национальные проекты
- Очерк о геополитических игроках
- Очерк о геостратегии и панрегионах
- Очерк о стратегии лимитрофов и прочих малых и средних стран
- Очерк о психоистории, геополитике и России
- Очерк о принципах развития и деградации мира
- Геостратегический взгляд на национализм
- Контроль территорий
- Когда размер перестает иметь значение
- Очерк о стратегии США
- Очерк о стратегии США (продолжение)
- Очерк о стратегии правых глобалистов/либералов
- Очерк о стратегии Европы
- Среднесрочные перспективы Европы
- Очерк о стратегии Китая
- Очерк о стратегии исламского мира
- Очерк о стратегии Латинской Америки
- Очерк о стратегии Индии
- Очерк о стратегии Британии
- Очерк о стратегии Британии (продолжение)
- Очерк о стратегии Иудейского проекта
- Очерк о стратегии Черной Африки
- Ссудный блеск и духовная нищета Протестантского проекта
- Очерк о стратегии России: «Третий Рим»
- Очерк о стратегии России: «Левый поворот»
- Очерк о стратегии России: СССР-2
- Очерк о стратегии России: «Новая Орда» или «Царица морей»
- Очерк о стратегии России: «Новый ковчег»/«Наследники Авраама»
- Очерк о стратегии России: скрытое Основание/Академия
- Очерк о стратегии России: планирование надукладной экономики
- Очерк об интеграции земель и поисках Мира полдня
- Геостратегический взгляд на будущее Казахстана
- Геостратегический взгляд на будущее Белоруссии
- Геостратегический взгляд на будущее Закавказья
- Стратегия Армении: опасные мечты об «Иудейском проекте-2»