Иммигранты и культурный канон  101

Человек и общество

02.07.2020 06:00

Андрей Школьников

16427  9.6 (33)  

Иммигранты и культурный канон

Как и многие другие общественные и гуманитарные аспекты жизни, миграционный вопрос в России был отдан на откуп либералам, для которых категория национальность – сугубо вторичный, архаичный и малозначимый атрибут. Нет ничего удивительного, что любые попытки навести порядок в этой области натыкаются на манипулятивную дихотомию демографов и экономиксистов: с одной стороны, падение экономики и уровня жизни, с другой – допуск в страну «трудолюбивых бывших соотечественников»

В реальности все совсем не так, как кажется на самом деле. Адепты праволиберальных путей напрочь игнорируют различия между правами человека и правами гражданина, а также делают вид, что не понимают разницы между экономической и культурной миграцией.

В истории любого народа существует большое количество положительных в долгосрочной перспективе прецедентов культурной миграции, с последующей интеграцией в этническую систему. В отношении экономической миграции с таких примерами – откровенная беда, но манипуляторов из всевозможных ВШЭй и их кураторов это не останавливает. Примерами успешной культурной миграции обосновывается выгода запуска в страну чисто экономических иммигрантов, а долгосрочные риски и последствия полностью игнорируются.

В рамках меняющегося мира подходы к иммиграционной политике также должны корректироваться, необходимо уходить от вредоносных бредней, четко разделять и управлять миграционными потоками.

Культурная versus экономическая иммиграция

Существующая миграционная политика в России, как и в абсолютном большинстве стран, не имеет ничего общего со стратегическим подходом и пониманием будущего страны.

В рамках праволиберального единого мира миграция была неотъемлемой и обязательной частью, одним из краеугольных камней глобализации – свободы движения трудовых ресурсов. В ближайшие же десятилетия в мире произойдут существенные изменения:

  • величайшая депрессия с падением реальной экономики развитых стран на 50%;
  • обвал уровня жизни населения и катастрофические социальные потрясения;
  • распад глобального мира и формирование панрегионов;
  • рост значимости психоисторических войн в геополитике;
  • трансиндустриальная революция (переход в 6-й технологический уклад);
  • и многое другое.

Одним из следствий этих изменений станет формирование глубокой пропасти между явлениями культурной и экономической иммиграцией. Первая при этом будет поощряться, а вторая рассматриваться как инфернальное зло и чужая экспансия.

Для понимания экономической эмиграции можно рассмотреть процессы в Средней Азии, в рамках которых развивается все более усиливающийся тренд на переезд в благополучные страны. Вот только никакого желания интегрироваться и принимать культуру и правила жизни новой родины у большинства уезжающих нет. Они не оставляют свой кишлак, а хотят создать его на новом месте.

Обратимся на 20-30 лет назад, когда получившие независимость республики начали активно строить свое будущее, попутно создавая условия для бегства/ отъезда некоренного, русскоязычного населения в Россию. Такого не было и все это поклеп? Посмотрите статистику и пообщайтесь с уехавшими.

Местные власти, опираясь на национальные традиции, быстро сломали индустриальное «тоталитарное» советское наследие и семимильными шагами завели свои республики в архаику. Для населения и властей откровением стало, что, оказывается, жить в большом кишлаке не так комфортно, как в индустриальном обществе, а память и знание подсказывали, что где-то есть трава и позеленее

Местное население начало массово уезжать на работу, а потом и на постоянное проживание в Россию, практически исключительно из экономических соображений. Сделали ли приезжающие правильные выводы, из-за чего уровень жизни в родной республике стал таким низким? Нет, они стремятся приехать на новое место и привезти с собой свой кишлак, со всеми его традициями и особенностями. Молодежь толком не учит русский язык, но искренне уверена, что во всех их бедах виновата Россия. Идиотия? Отнюдь нет, национальная политика.

В этом суть экономической миграции, ее зло и вред. К чему приводит исключительно экономическая миграция, любой может посмотреть в современной Европе с ее ордами неоварваров или Косово, куда Броз Тито запустил албанцев. В новом мире экономическая иммиграция будет неприемлемой и недопустимой, в отличие от культурной иммиграции, подразумевающей добровольный отказ мигранта от родной этнической и принятие новой культуры.

В мире есть страны, где прием мигрантов поставлен на поток, с акцентом на максимальную культурную интеграцию приезжающих. Наиболее известна политика Израиля, где к этому вопросу подходят системно и жестко. Израиль принимает даже квартеронов и их детей, выросших в совершенно разных культурах, но готовых к интеграции. И, да, крещеный еврей лишается права на репатриацию, и в этом нет ничего странного.

России, как и остальным центрам панрегионов, будет необходимо заранее определиться с миграционной политикой, дабы не запускать к себе миллионы «трудолюбивых соотечественников» и их нетрудолюбивых родственников, этому подробно будет посвящена следующая статья. Иммигранты могут приехать к нам, искренне желая стать русскими, но если мы не будем знать, как это сделать, их дети повторят путь неблагодарных и ненавидящих Францию неоварваров из предместий Парижа.

В Первую мировую войну небольшое количество негров из французских колоний  сражались за Францию в составе «Черного легиона» (памятник на фотографии к статье), в благодарность за что «их дети получили право стать французами» (вольный перевод таблички). Лет 10 назад, гуляя по центру Парижа, автор был вынужден без перерыва отвечать на вопросы японских туристов: «Как пройти к …?». На фоне толп негров и арабов он больше всех внешне походил на француза и производил впечатление адекватного человека. За прошедшие десять лет лучше в Париже отнюдь не стало.

Арабы и негры как жители бывших колоний приезжают во Францию и рожают ребенка, который по праву земли автоматически становится гражданином Франции (на детей граждан России это правило не распространяется). Вся семья затем воссоединяется с ребенком и получает гражданство. После рождения третьего ребенка социальные пособия становятся такими, что тратить силы на работу становится вообще излишним, чем негры и арабы с удовольствием и пользуются. Их дети тоже, конечно, знают, как всю жизнь не работать. Бинго!

Вплоть до начала 20-го века переселенцы уезжали в Америку, понимая, что у них практически не будет шанса вновь увидеть родных и близких, это был путь в один конец, с отрывом от корней и необходимостью максимально быстро вжиться в новое общество. Это стало одним из залогов успеха американского плавильного котла. В условиях информационного обмена и резко уменьшившегося мира, повторить этот путь не получится, придется вводить крайне жесткие внешние ограничения, цель которых – повысить эффективность и упростить интеграцию в культуру этнической системы.

В основе культурной иммиграции должно лежать добровольное, обязательное и эффективное принятие культуры и традиций новой родины. Фактически речь идет о крайне жестком отборе и переформатировании всех приезжающих, процессе, который занимает от 2 до 20 лет, в зависимости от изначальной этнической культуры.

Любой отказ как самого мигранта, так и его детей от движения по этому пути приведет к лишению прав на получение гражданства и высылке. Ведь речь идет о построении совсем другого мира…

Таким образом, можно видеть, что механизмы чисто экономической миграции показали свою полную беспомощность и вредоносность, обанкротив праволиберальную миграционную политику и идеи мультикультурализма. В мире будущего будет приветствоваться только культурная миграция, она станет важнейшим инструментом решения демографических проблем. В то же время чисто экономическая миграция будет всячески ограничиваться. Не нужно смешивать права человека и права гражданина.

Прежде чем рассматривать регулирование и построение политики культурной миграции, описывать механизмы и правила (это будет сделано в следующей статье), нужно определиться с очень важным вопросом: что такое культура этнической системы и культурный канон (ядро), который необходимо принять желающим сменить этническую идентификацию.

Читая о культуре этнической системы, следует помнить: нам будут нужны именно культурные, а не экономические иммигранты.


Культура этнической системы

Наиболее древний из существующих принципов выделения этнической системы (народа, нации) – «кровь и почва». В период массового появления на политической карте мира национальных государств (19 – начало 20-го веков) ключевыми критериями обособления наций и, как следствие, появления требований на выделение отдельных государств, стали отличия по языку и/или религии – «кровь и вера». В период предоставления независимости колониям, принцип права нации на самоопределение подменили принципом нерушимости навязанных политически колониальных границ. А границы в Африке, например, зачастую прорисованы без всяких затей – по широтам и меридианам, они полностью игнорируют этнический состав и доколониальную историю. Так в современном мире и появились основы для большинства территориальных конфликтов. Нет никаких резонов предполагать, что в 21 веке, при попытках перехода на Черном континенте от племенного сознания к национальному, эти конфликты не усилятся и не станут менее кровавыми.

В настоящее время вопросы этнической принадлежности все больше сводятся к знанию языка, принятию и разделению культуры коренного народа, зачастую с игнорированием внешних фенотипических признаков. Выражения в стиле: «русским является тот, кто считает себя русским, знает и принимает русскую культуру и традиции», становятся нормой, нужно лишь заменить «русский» на название другой нации.

Беда в том, что очень многие воспринимают понятие «культура» в очень узком значении – всего лишь как набор классической литературы, фильмов, произведений искусства, созданных представителями данного народа или нации. Этот мнение ошибочно, все перечисленное – лишь вершина айсберга, набор артефактов, талантливо (или не слишком) обретших «форму».

Понятие «культура» имеет множество значений и используется в большом количестве дисциплин и направлений человеческой деятельности. В рамках геостратегии дадим свое определение.

Культура этнической системы – это совокупность ценностей, норм, правил, психоисторических смыслов, общественных и элитных черт, присущих и разделяемых большинством представителей этнической системы. Принимаемое понятие намного шире обычно употребляемых, традиционных представлений. Чтобы не перегружать читателей большим количеством текстовых описаний и определений, покажем на рисунке структуру указанных выше понятий и категорий, входящих в культуру этнической системы.

Структура культуры этнической системы

Структура культуры этнической системы

Помимо культуры, введем дополнительные понятия для этнической системы:

  • культурный канон (выделено на рисунке) – совокупность обладающих высокой стабильностью во времени и устойчивостью к изменениям ценностей, норм и правил, характерных и/или принимаемых большинством представителей этнической системы;
  • психоисторический канон – совокупность обладающих высокой стабильностью во времени и устойчивостью к изменениям ценностей и психоисторических смыслов, характерных и/или принимаемых большинством представителей этнической системы;
  • традиционный/ культурно-религиозный/ культурно-психоисторический канон – совокупность культурного и психоисторического канонов этнической системы.

Культурный канон является ядром этнической системы, его серьезные изменения ведут к переформатированию народа, его неизбежному разрушению или разделению, если исчезает консенсус по ключевым пунктам и категориям.

Содержание психоисторических смыслов отдельно разбиралось и описывалось в предыдущих статьях – не будем повторяться.

Одним из классиков изучения культурных различий народов и наций является Г. Хофстед, но его понимание культуры, по мнению автора, слишком специализированное и ограниченное. Этот подход базируется на узком социологическом взгляде, упрощении, выхолащивании явлений реального мира и игнорировании большей части специфических отличий и особенностей этнических систем. Применяемый базис (набор категорий) одинаково подходит для сравнения как народов, так и производственных коллективов, людских масс и малых групп, в нем нет чисто этнической спецификации.

Выделенную Г. Хофстедом типологию измерения культур будем рассматривать как присущие обществу черты (общественные черты), составляющие лишь один из пластов культуры этнической системы. Термин «общественные черты» принят по аналогии с личностными чертами и применим ко многим социальным, а не только этническим системам.

Выделенные общественные черты являются частью культуры, но не входят в культурный канон и обладают относительно высокой подвижностью и изменчивостью. Например, в последние десятилетия эта категория претерпевала значительные изменения в России, да, это было неприятно, но не привело к переформатированию нации.

Для общественных черт и смыслов неприменимы оценки «лучше – хуже», «правильно – ложно» и др. Эти две категории могут исследоваться, измеряться и сравниваться социологическими методами, с получением ранжированных результатов, для остальных категорий применимы описательные методы. Чтобы не попадать в ловушку естественной ограниченности социологии при изучении этнических систем, вышесказанное необходимо понимать очень четко. В первую очередь это касается попыток ранжирования «в лоб» культурного канона.

Помимо отмеченного, очень важным элементом культуры этнической системы являются элитные черты, характеризующие принципы существования и участия элиты в жизни народа или нации, поиска тонкой грани между симбиозом и паразитизмом. Этот слой культуры также не входит в канон, в ином случае любая революция очень жестко бы меняла этническую систему. В то же время элита, являющаяся субъектом этнической системы, практически всегда игнорируется при анализе или нивелируется до уровня «управленца».

Таким образом, принципы «кровь и почва», «язык и вера» уже недостаточны для идентификации этнической системы. На смену приходит принцип «язык и культура». И, да, обучение предмету «Русская литература» и «Культурология» в рамках школьных курсов не обеспечивает человеку полноценное знакомство с русской культурой.

Существенное изменение культурного или традиционного канонов этнической системы ведет к переформатированию нации. Преемственность по крови и названию сохраняется, а в культурном смысле это уже совершенно другой народ. Вспомните, как смена веры меняла народы, когда веротерпимые кочевники становились нетерпимыми к иноверцам. Другой классический пример – население Эллады, даже самоназвание народа осталось с античных времен, а общего крайне мало.

Если в рамках канона происходит раскол и сильная поляризация, то это становится фундаментом для последующего разделения или даже гибели этнической системы. Чем больше противоречий накапливается внутри традиционного канона этнической системы, тем менее устойчива система и тем выше вероятность распада.

Резюме

В последние десятилетия в рамках насаждения праволиберального глобалистского дискурса во всем мире велась активная работа по размыванию этнической идентификации людей, отказу от категории народ и нация. В условиях перехода к миру панрегионов происходит усиление веса принадлежности к этнической системе, в то же время сведение вопроса к принципам «кровь и почва» или «кровь и вера» более не работают.

Несколько десятилетий всему миру насаждался образ «положительной» и «полезной» миграции с игнорированием кардинальных различий между культурной и экономической иммиграцией и трюкачеством, позволявшим выдавать положительные примеры первой за обоснование необходимости второй. В ближайшие годы экономическая миграция перестанет быть социально поощряемым и оправдываемым явлением. Понимание вредоносности и негативное отношение к экономическим иммигрантам плотней войдет в общемировой дискурс.

В то же время культурная миграция будет рассматриваться положительно. От приезжающих будут требовать серьезных усилий по интеграции и смене культуры/ культурного канона – не запоминания, а именно смены, отказа от корней.

Понятие культура этнической системы – гораздо более глубокое и широкое, чем кажется большинству. Основу, ядро, традиционный канон культуры составляют ценности, нормы, правила и психоисторические смыслы этнической системы, а не набор литературных произведений, произведений искусства и памятников.

В следующей статье мы рассмотрим вопросы силы культурного канона и принципы построения миграционной политики, дающие шанс не повторить ошибок Европы.

фото:Yandex


Заметили ошибку в тексте? Сообщите об этом нам.
Выделите предложение целиком и нажмите CTRL+ENTER.


Оцените статью

––>

Спасибо за обращение

Укажите причину