Фото: yaplakal.com
Пролистывал учебник по истории одного из сопредельных государств. Фактов было немного, зато полнО развесистого мифотворчества. Практически любой народ имеет собственные мифы и легенды, они, разумеется, имеют сходные социо-культурные основы и общие черты, но могут и сильно расходиться в сюжетах и деталях. Бывает и так, что особенно заметные расхождения встречаются в мифотворчестве народов-соседей. Ведь в мире Realpolitik никто не верит в чужую историю и не платит за прошлое, если можно этого не делать. В этом мире часто стараются, манипулируя историей, получить будущее
Для пишущих и трактующих историю людей она есть инструмент управления будущим, чаще всего безрезультатного, на базе понимания настоящего (Рис. 1). Для читающих / слушающих историю она – скорее, урок / ширма для подготовки к / бегства от будущего путем хватания за текущие проблемы и апелляций к прошлому.
Реальное прошлое практически никому не нужно, ведь оно привело к настоящему и частично определило варианты будущего как системы детерминированного хаоса, само же по себе прошлое неинтересно и даже опасно. Текущая ситуация меняется, представления о желаемом будущем перестраиваются, официальные трактовки прошлого адаптируются под запросы власть предержащих и бурно вываливаются на нас из телевизора, интернета, Википедии и современных учебников.
За редким исключением, современные историки не умеют и/или не любят работать с альтернативными вариантами событий и косвенными фактами, массовые распространенные заблуждения воспринимаются сплошь и рядом как «правильное» отражение реальности. Добавьте к этому схоластический подход к доказательствам и человеческий фактор в попытках подогнать факты под красивые истории и теории. Действительно, чтобы приблизиться к пониманию реального прошлого, нужно самостоятельно изучать работы множества историков и при этом всегда держать в уме возможность системных искажений источников (например: про «наших» пишем только хорошее, про врагов – только плохое), случающееся по недостатку знания, невежеству, злонамеренности и множеству других причин у отдельных авторов, официоза и заказчиков исследований.
Если же доверять идеологически правильным версиям вне зависимости от полярности, то представление о прошлом практически всегда будет далеко как от реальности, так и от работ авторитетных историков, и окажется заполненным мифами (здесь и далее употребляется в узком смысле, как синоним легенд, сказок), созданными для управления / программирования будущего. Вот и получается, что изменение настоящего ведет к переменам не только в будущем, но и в прошлом.
Рис. 1. Представление об истории
Большая часть читателей учила историю в школе по советским или не сильно от них отличающимся учебникам. Многие читали книги по истории, слушали и смотрели передачи – в общем, можно ожидать хотя бы минимально единого представления и объективности на уровне, скажем, школьной программы. Но нет. Знания испаряются, зато всевозможные штампы, стереотипы и легенды, пестуемые пропагандой всех мастей, остаются в виде искаженного и субъективного представления о прошлом, опосредованном конъюнктурными политическими запросами. В головах простого населения формируется целый набор стереотипов, мифов, сказок и легенд, имеющих мало общего не только с реальностью, но и с представлениями профессиональных историков.
Легенды и мифы
Культурный канон этнической системы включает в себя язык, ценности, нормы и правила. Изменение языка, норм и правил – процесс очень долгий, требующий прямого, директивного управления и контроля над этнической системой в течение пары поколений. Изменить ценности значительно проще и быстрее, нужно всего лишь «доказать», что существующие – суть чуждые, навязанные и привнесенные, а потом подсунуть «истинные», «сохраненные» и «правдивые». Именно поэтому в рамках психоисторической / ментальной войны наибольшие попытки фальсификации направлены на ценности, их искажение и деформацию, отрыв от реальных корней, подмену смыслов. Все это проводится через попытки сменить у людей представление о собственной истории.
Рис. 2. Легенды и мифы народов
На рисунке 2 собрана структура легенд и мифов, которые часто используются для фальсификаций, подмен и искажений культурных канонов и истории. Справедлив и обратный процесс – возвращение частей народа в родную гавань нужно начинать именно с разрушения химерных ценностей, настойчиво демонстрируя их лживость и антиисторичность, а уж потом можно и восстанавливать изначальные смыслы.
Наиболее типичные и часто встречающиеся темы и сюжеты мифов и легенд на рисунке 2 сгруппированы по парам, разница в цвете не несет отдельного смысла и используется для удобства отображения. Если выписать их перечень для любого конкретного народа, можно понять багаж знаний его усредненного «типичного представителя», не обременённого ни любовью к истории, ни критическим мышлением, зато рассуждающего о величии, светлом будущем и прошлом. Перечислим основные характеристические признаки мифов и легенд.
Антигерои – реальные или легендарные личности, чья слабость ведет к поражениям.
Великая битва – историческое сражение, событие, ставшее одним из важнейших базисов формирования народа.
Великие предки – прародители людей эпохи их максимального расцвета, идеализированные и праведные.
Верный друг – народ, всю историю остававшийся верным и приходящим на помощь.
Внешний (и внутренний) облик предков – они высокие, красивые, честные, справедливые, идеальные, жившие по сто лет. Очень часто это двухметроворостые голубоглазые блондины и женщины неземной красоты, которые смешались с местным населением, оттого и стали мелкими, чернявыми и испорченными морально.
Время испытаний – тяжелый период в истории народа, эпоха торжества врагов.
Великие герои – самые лучшие представители народа, готовые в свое время свернуть горы и по большей части павшие от рук подлых предателей.
Главное поражение – ключевая точка в истории, после которой все пошло неправильно.
Главный враг – другой народ, с которым было наибольшее количество конфликтов и который так и не был завоеван. Средоточие всех пороков и уродств, лжи, гордыни и т.д., т.е. люди, противоположное светлым и честным нам.
Главный трофей – реальное или мифическое завоевание / открытие / творение, которое привело к Золотому веку.
Добрый царь – законный, честный и справедливый правитель, при котором был достигнут максимальный политический и военный вес, вне зависимости от его качеств в реальности.
Историческая территория – территория максимального влияния и даже чуток больше, с позиций историографии народа-субъекта, воспринимается как совершенно логичная и законная граница расширения и развития, к которой нужно стремиться.
Историческая цель – географический объект, долгое время являвшийся целью завоеваний и суливший, в случае успеха, возвращение Золотого века.
Золотой век – период максимального расцвета и силы, давший всему миру множество открытий и усердно выдавливаемый из памяти и истории врагами.
Злые бояре – верхний класс, который все время препятствует возвращению Золотого века.
Затерянный город – труднодоступные дикие места, где еще встречаются люди, верные традициям предтеч и максимально на них похожие.
Легендарный предок – давший «нашим» лучшие черты бог или полубог, от которого, по легенде, произошел весь народ или его лучшая часть.
Лжепророки – обманщики и мистификаторы, отрицающие наступление Светлого будущего.
Ложные традиции, ложные боги – навязываемые народу верования, традиции и идолы, уничтожающие светлые завоевания.
Любимый Богом народ, первородство – мнение народа о себе.
Мораль предков – все самое светлое, справедливое и хорошее, что было утеряно из-за контактов с местным населением и его дурным влиянием.
Народ-ренегат – присоединенный народ, которому позволили стать частью великого, а тот затаился и предал.
Планы врагов – планы и мечты по уничтожению народа, всего важного и святого для него.
Потерянные колена – часть народа, что не по своей воле забыла традиции предков. Ее следует найти и вернуть обратно.
Предтечи – легендарный народ-предок, от которого осталась лишь память при отсутствии объективных свидетельств.
Пророчества / пророки – исторические или легендарные личности и приписываемые им слова о неминуемом возрождении величия народа.
Реликвия – легендарный артефакт, чаще всего утерянный, доказывающий прошлое и предрекающий будущее величие.
Сакральная территория / место силы – тайные места, которые сохраняют народ.
Самаритяне – соседний народ, бывший раньше частью «наших», но потерявшийся, забывший традиции предков и ставший народом-предателем. Самаритян нужно наказать, заставить раскаяться и вернуть обратно.
Светлое будущее – мечтания и грезы о резко наступившем процветаниии, практически возрождении Золотого века, без каких-либо объективных и рациональных предпосылок к этому в перспективе.
Спрятанное / потерянное золото – несметные богатства, спрятанные от врагов одним из героев. Если найти эти богатства, то наступят времена благоденствия.
Тайные силы – магия, доступная предкам / предтечам, которую можно вернуть, если стать, как они.
Ублюдки – представители чужих народов, смешение с которыми изменило предков.
Узурпатор – незаконный правитель, из-за правления которого начались беды, вплоть до крушения Золотого века.
Для примера, представление о земле у «типичных представителей» народа будет включать выборку из: исторической территории (максимальных владений), важного города / земли, с захвата которого пошел рассвет, исторической цели для захвата / возвращения, затерянного города, сакральных мест.
И, да, у народов с долгой историей многие из элементов основаны на исторических событиях, у молодых – на фантазиях.
Таким образом, полезно знать, что у любого народа есть набор мифов и легенд, подменяющих в глазах рядового обывателя представления о прошлом и позволяющих легко и непринужденно этим обывателем манипулировать. Нет никакой необходимости переписывать имена правителей народа, даты, исторические исследования, дайте взамен четкий и понятный набор его мифов и легенд.
Для иллюстрации, разберем несколько распространенных мифов, причем сделаем это с осознанным использованием идеологически опосредованных спекуляций и толкований, актуальных текущей политической ситуации.
Потерянные колена
Практически у каждого народа есть свой вариант легенды о «потерянных коленах Израилевых», т.е. частях народа, которых враги, путем обмана, заставили отречься от традиций, веры и культуры предков. Святая обязанность современников – приложить все возможные усилия для возвращения плутающих во тьме братьев к свету. Можно выделить три разновидности легенды:
- народ / племенные союзы разделились на ветви, каждая уверена в своем праве на первородство;
- один из народов ранее был в подчинении другого, но добился независимости, отчего бывший доминант хочет вернуть «всё как было»;
- нужен повод для экспансии / ассимиляции вне зависимости от объективных предпосылок.
Часто сложно понять, какая из причин главная, настолько все переплетено. Удивляет ли нас здесь хоть что-то? Нет, всё совершенно нормально, это особенность бытования наций и народов.
У России тоже много «потерянных колен», большая часть проживает немногим западнее текущих границ. Через несколько лет (окончательно – после ухода США из Европы в 2024-2025 гг.) станет актуальным вопрос о разделении населения Украины на несколько народов, благо национальность в России записывается в документах со слов ее носителя, не требуется даже вспоминать, кто из бабушек и дедушек кем себя считал. Почему не оставить «украинский» в текущем виде? А как вы себе представляете смысловой барьер между «украинский» и «националистический»? Из-за политики последних 30 лет зазора между этими словами практически не осталось. И сравните напевный полтавский говор былых времен и современный, наспех слепливаемый и засеваемый уродливыми заграничными (главное – чтобы не русскими) словами украинский язык, про письмо и книги вообще молчу.
Подозреваю, что большая часть людей, для которых русский является родным, сориентируется быстро. И далее, из украинцев выделятся малороссы, да еще несколько субэтносов, которые при незатратной пропаганде осознАют себя особенными и уникальными.
Самый сложный вопрос – греко-католики из Галичины, но на это есть православные русины, население Закарпатской, самой западной области Украины в Карпатах. Не вижу никаких проблем, чтобы поднять вопрос о признании русин субэтносом русского, а не украинского народа (а можно и отдельным народом), а галичан считать «потерянными коленами» русин, а не малороссов или русских.
И, да, на территории погружающейся в катастрофу Европы в ближайшие 10-15 лет будет обнаружено большое количество потерянных колен русского народа, главное сохранить принцип «верим на слово»…
Таким образом, признАем, что мифы о потерянных коленах суть весьма удобный инструмент для ассимиляции как родственных народов полностью, так и отдельных представителей далеких народов. Кстати, отметим, что за последние 60 лет кого только не привезли в Израиль под видом евреев!..
Историческая территория
Реальная или выдуманная национальная история, особенно осложненная неоднозначными вопросами преемственности народов и стран, включением в свой состав племенных союзов, архаичных государств и т.д., способна порождать множество территориальных претензий. Если добавить к этому принцип «где хоть раз был поднят наш флаг, там наша земля навеки», то поле для спекуляций станет громадным.
Даже у выхолощенных и практически утративших свои традиции европейских народов полно таких легенд. Баланс текущих политических, военных, экономических и т.д. сил и занимаемых территорий кажется несправедливым, всегда можно найти период в истории, когда ситуация была иной, а еще лучше – сделать вольную компиляцию: берем все хорошее от разных периодов, добавляем легенд и фольклорной истории и получаем Великую Родину, которую отобрали гондорцы, евреи и эльфы.
Даже внутри практически утративших свой культурный канон этнических систем есть небольшой процент националистов, обреченных на мечты о величии вопреки всякому рациональному дискурсу. Таких людей совершенно не смущает отсутствие ресурсов для удержания даже текущего, посмотрите на претензии украинских националистов или Тюркский каганат. Сильно удивлюсь, если в Италии не обнаружится небольших маргинальных групп, ратующих, например, за возрождение Римской империи.
В стабильной и устоявшейся геополитической и экономической ситуации внимание на такие разговоры обращать не принято. Если вопрос переходит на государственный уровень – ответ должен быть жестким, не подразумевающим дискуссий. У нас нет дипломатических отношений с Грузией – и все нормально, если Япония хочет вести переговоры – в повестке дня нет ни одного упоминания про Курильские острова, нам это не интересно и т.д. Тут, правда, есть место двойным стандартам и, если у нас есть силы на встречные требования, то они как минимум должны быть озвучены в рамках гуманитарной повестки – требовании борьбы с русофобией, уважения памяти и т.д.
В ближайшие годы в условиях мирового кризиса государственные власти разных стран будут искать симулякры для поднятия духа и объединения, а общий враг – один из самых простых и надежных вариантов. Нужно быть готовыми к этому и четко давать понять: здесь не о чем говорить, ваши внутриполитические заигрывания с националистами – это ваши проблемы и беды, потакать вам не будем, а наоборот, спросим за слова. Если вам чего-то не хватает (продуктов питания, ресурсов, товаров и т.д.) – дайте знать, мы вам это, может быть, продадим, создав у себя соответствующие мощности и высокие переделы, но не более.
И, да, если бы глобальный мир сохранялся на положении 2000-х и не разрушался на наших глазах, практически все описанные мной стратегии оказались бы ровно такими же мечтаниями.
Таким образом, сделаем вывод: если вам хочется обосновать претензии на соседние территории и у вас есть на это силы, специально обученные историки и пропагандисты всегда смогут это сделать. Излишне говорить, что в связи с постоянными изменениями границ, отсутствием четкой преемственности, историческими казусами и обидами, поворачивать историю можно в любую сторону, подтверждая тем самым любые претензии и приобретения.
Как к этому относиться? Как к естественному явлению и праву сильного, все остальные рассуждения и аргументы о законности / незаконности требований – игра слов: долгий период владения, конечно, делает некое положение «законным», однако отнюдь не гарантирует будущего.
Резюме
Реальная история совершенно не интересует ни правителей, ни простое население. Первые с её помощью пытаются управлять будущим, чаще всего без какого-либо толку, вторые ищут в прошлом ответы на проблемы прошлого и прячутся от вызовов настоящего. Вместо попыток разобраться в истории, человеческое общество с неизбежностью формирует мифы и легенды.
Вопросы самоидентификации возникают на всем протяжении жизни этнической системы. В период юности и молодости народа придумывают мифы, по мере становления истории обеляют и корректируют реальные события, получают устойчивый ценностный фундамент, ну а в период заката, старости ведутся долгие и бессмысленные дискуссии и разговоры о былом.
Величие предков, исторические территории, потерянные колена, спрятанное золото, добрый царь и еще три десятка подобных элементов формируют комплексную, устойчивую, малосвязанную с историческими хрониками, но зато замечательно управляемую систему ценностей. Можно сколь угодно долго разъяснять скучную историю, с датами и событиями, поражениями и успехами, а можно вывалить на население кучу находящих отклик в душах фантазий.
Вроде бы все население Украины когда-то училось в советских школах по одним и тем же учебникам, но мифы о древних украх оказались многим эмоционально ближе, вытесняя знания. Хотите сменить культурный код народа, начинайте с ценностей – легенд и мифов, разрушайте существующие и выкладывайте новые.
И, да, в ближайшие годы мы сможем с интересом наблюдать, как население бывших республик СССР станет находить у себя русские корни…