Периодически меня спрашивают, а что ты думаешь об идеях и мыслях такого-то или того-то. Движение информации в современном мире происходит на порядки быстрее и проще, чем было десятки лет назад. Есть много интересных людей, которых можно и нужно слушать и читать, но еще больше тех, кто оказывается неспособен к созданию нового. О двух разновидностях последних – «коммуникаторах» и лжепророках и будет сегодня идти речь
Автору было скучно и он добавил в текст провокации, хулиганства, иронии, отсылок в стилистике австро-венгерского анализа и стёба.
Социальное доминирование можно пытаться реализовывать по-разному – физическая сила, внешняя привлекательность, карьерный успех, богатство, власть, различные виды творческой деятельности, да много ещё чего. Каждый может найти себя и совершенствоваться в той области, где у него лучшие перспективы и возможности. Но есть люди, которые стремятся к доминированию там, где не обладают даже минимальным потенциалом. Перед ними не стоит выбор – быть или казаться, они могут только казаться. Вот и подражают индивидуально или коллективно, формируя целые карго культы и потакая комплексам.
Понятие фертильности знакомо большинству людей, но в отличие от биологии, творческая фертильность заключается в способности к созданию нового в области смыслов, идей, форм и интеллектуальных конструкций. Её утрата у большинства людей наступает много-много раньше пенсионного возраста. Даже хуже, творческое созревание приходит далеко не ко всем, фиксируя человека бесплодным, в детском возрасте.
Абсолютное большинство людей, исключая явную органику, с рождения имеют потенциал для творческой деятельности, среди них есть талантливые и даже гениальные, но лень – извечная беда. В итоге, до 90% населения не решают даже творческих задач, на уровне комбинаторики и компоновки существующих идей, не говоря уже про создания нового, что до них никто не делал (таланты), или гениального, что до них не мог никто даже представить.
В терминах творческой фертильности, такие люди не созревают и так и остаются детьми или к ним приходит ранняя бесплодность.
Природа советской интеллигенции
Гениев и талантов вырастает немного, но изначально претендентов – легион. Советская система образования не умела их выделять из общей массы на ранних стадиях, да и никто не умеет. Для решения этой проблемы был использован системный подход – всех детей с раннего возраста воспитывали, развивали и растили как будущих талантов, учили думать (детский сад, школа, олимпиады, специализированная школа, институт, научно-производственная карьера). В процессе обучения происходил не отсев, а открывались возможности перейти на более высокий уровень, с утратой текущего комфорта и необходимостью отвечать более сильным вызовам.
Поздняя советская фрондирующая интеллигенция, как раз и сформировалась из тех, кто в какой-то момент не смог и/или не решился перейти на более высокий уровень. Из «первой линии» они переместились во второй эшелон или даже вглубь трудового народа. Во взрослом возрасте начались поиски ответа на извечный вопрос – «Кто виноват?». А если переведем в принятый стиль, то получим: «Кто виноват, что они так и не выросли, а желания сформировались? Кто виноват, что фиксация произошла в момент созревания?». В такой постановке ответ очевиден.
Собственно кризисы среднего возраста позволяют найти ответы на такие вопросы, прийти к гармонии с миром. Правда всегда остаются те, кто не принял себя и озлобился. Значимая часть позднесоветской интеллигенции перешла в разряд кухонных бойцов и говорунов, что за видимостью формы, красивой речью и карикатурно аристократическими, богемными манерами, пытались скрыть творческие пустоту и импотентность.
Ключевое слово – «скрыть», т.е. стараться казаться не улучшенной версией себя, что нормально, а кем-то кардинально другим. Вот и получаются своеобразные интеллектуальные барыги, прохиндеи, прилипалы и коммуникаторы. Терминов можно подобрать много, но остановимся на «коммуникаторы», т.е. люди, строящие свой образ на общении и не имеющие за душой личного уникального и неотчуждаемого содержания.
Таким образом, несмотря на уничтожение советской системы образования, феномен неудовлетворённой интеллигенции, неспособной к творческому процессу, но у которой все вокруг виноваты, все ещё присутствует в нашем обществе.
Следующее поколение, духовные наследники поздней советской интеллигенции, стали ядром и типичными представителями «эффективных менеджеров» и чиновничества, напрочь отрицающих понятие ответственности.
«Коммуникаторы»
«Коммуникатор», а именно этот термин будет использовать, неспособен самостоятельно демонстрировать и подтверждать творческую фертильность, он вынужден ее имитировать. Ну а если «коммуникаторов» собирается несколько, то они начинают строить карго-культ. К сожалению, для таких людей, значимая часть жизни оказывается – имитацией и театральной постановкой. Если нет возможности быть, то они выбирают хотя бы казаться. Можно вспомнить современное деградантное искусство, эндиуорхолизм, но не будем идти таким очевидным путем.
Дети рядятся в одежду взрослых («мамина помада, сапоги старшей сестры…» - Виктор Цой), так и несозревшие, несформировавшиеся или утратившие фертильность творцы, подражают и симулируют творческий процесс, хотя бы во внешней форме. Массово создаются реферативные труды, идейно пустые научные работы, с помощью денег и влияния такие люди становятся соавторами, получают звания, премии и медали.
Второстепенные признаки творческой фертильности схожи с проявлением социального статуса. Кажется очевидной банальностью, но многие не понимают, что статус легко улавливается намётанным взглядом. Внимание обращается на расходящиеся от человека информационные волны (слова, поведение, речь, манеры и т.д.), да отражение/преломление таких волн, идущих от других. Лишь после этого обращают внимание на внешнюю оболочку, где ключевую роль играют уникальные, не дорогие, а именно уникальные, стильные, не яркие, наполненные смыслом аксессуары/признаки.
Делать своё не получается/разучились, а душа жаждет признания и уважения именно за творчество, другие направления деятельности их не устраивают. Да ещё зависть или неудовлетворённость собой не дают успокоиться. В качестве доказательства окружающим и себе творческой фертильности начинают демонстрировать знакомства, дружбу и панибратское отношение с теми, кто способен, дескать, те признают мою значимость, признайте и вы все. «Коммуникаторы» делают вид, что значимость проявляется в социальных контактах, а не в совместных проектах и работах. Есть менее трудоёмкий вариант – публичные продолжительные, конструктивные дискуссии и даже споры. Вот и стремятся «коммуникаторы» вольно или невольно выйти на совместные проекты или хотя бы на дискуссии.
В гротескном виде это можно наблюдать, на каком-нибудь разговорном шоу или «Эхо Москвы», где ведущие/участники напрыгивают на кого-то из гостей, а тот спокойно и терпеливо им отвечает, не ведясь на провокации. Как так? Не могут детские подначки задеть взрослого человека. А дети это чувствуют и бесятся, как только они перегнут палку и выйдут за пределы приличного поведения, гость просто развернётся и уйдёт. Не потому, что обиделся, а просто неприятно находиться в хлеву. Цель противной стороны – достать гостя, чтобы он признал их равными, создав иллюзию перевода на свой уровень.
Ёще нужно помнить, что чем выше у человека статус, тем больше ему позволено нарушать общепринятые внешние правила. Для крупных компаний типична ситуация, когда рядовые сотрудники обязаны ходить в строгих костюмах с галстуками, за этим следят, средний менеджмент передвигается без галстуков и пиджаков, а руководство рассекает в джинсах. И да, есть крайне мало мест, куда считается приемлемым прийти в смокинге и бабочке, не уподобляясь клоунам в цирке. Представляете пухлого карапуза, в чужом костюме на несколько размеров больше, наклеенных усах и с якобы взглядом много повидавшего человека, рассказывающего, что он уже взрослый и половозрелый самец? Шапито, да и только.
К сожалению, как и у обычной фертильности, для творческой тоже характерно затухание. Поддержание себя в форме, сохранение яркого взгляда, создание нового, не может идти вечно. С органической деградацией можно и нужно бороться, но много важнее уловить момент, когда ты исчерпал себя в данной области. Тогда остается несколько путей – найти новые стимулы, разжигая огонь духа, кардинально сменить область деятельности, начиная все с начала, или смириться.
Добрая часть «коммуникаторов» и происходит из ранее смирившихся с затуханием творческой фертильности, которые поздно осознали последствия своего выбора, а сил, ресурсов и потенциала для исправления ситуации уже нет. Остаётся лишь один вариант – раздувать щёки, говорить глубокомысленные банальности, ёрничать, да иными способами вызывать оторопь.
Таким образом, неспособность к творчеству и созиданию, может вылиться в попытки имитации и сокрытие, стремление обрести значимость за счет общения, коммуникации со способными к этому людьми. Дети тянутся к взрослым, влезают в их разговоры.
Последнее проявляется в попытке привлечь внимание, даже не осознанно, но тут следующая логика – если человек поддерживает дискуссию, значит он считает мнение оппонента интересным и значимым, а это на один шаг ближе к признанию равенства.
Фраза, что человека нельзя обидеть, он может обидеться сам, справедлива только в отношении слов того, кого считаешь менее значимым. Слова равного или выше – обижают, слова остальных – не трогают. Их можно игнорировать.
Лжепророки
Кроме «коммуникаторов» необходимо упомянуть лжепророков. Это люди, что для усиления своих речей начинают играть в моральных и духовных авторитетов, учить и говорить с позиции «сверху». Их речь наполнена отсылками к метафизике, духовности, наполнена пародией на пятистопный ямб, намеками на доступную только им сакральность. Этакая карикатурная пародия на мастера Йоду.
Иммунитет к такому поучению и откровению вырабатывается очень просто, достаточно почитать историю средневековых сект в Европе и историю лже-Мошиахов у иудеев. Сколько надежд, символов и знаков сопровождало эти события, а на выходе получался лишь пшик. Но каждый раз находятся очередные темные силы – пожилые негритянки, что считают себя Пифиями, способными зреть в будущее и найти Нео.
Когда читаешь про очередной несостоявшийся Апокалипсис, что так и не пришёл, хотя Чума, Голод, Война и Смерть были проявлены очень чётко, слова очередного лжепророка воспринимаются скептически.
Скажу честно, когда наблюдаю очередного «мыслителя», что сходу начинает кидаться духовными терминами, закатывать к потолку глаза и с любовью поглядывать на чужой кошелёк, то на ум невольно приходит Дмитрий Рогозин. Точнее не он лично, а его реакция на заявления певицы Мадонны – «Каждая бывшая ...ть с возрастом стремится читать всем лекции о морали».
Вот с какой радости, конкретный человек должен быть для окружающих людей моральным авторитетом? Что он такого сделал, где его подвижнический подвиг, аскеза, самопожертвование, наставничество и другие духовные деяния? А если этого ничего нет, то какого лешего он начинает рассуждать о духовности, правильности нравственной позиции и т.д. В какой момент это человек из Савла стал Павлом и стал ли? А может он не был и Савлом, а был «богом Кузей»?
Таким образом, попытки людей, не имеющих неоспоримого, общепризнаваемого духовно-нравственного авторитета, рассуждать о духовных аспектах, пересматривать имеющиеся нравственные нормы и принципы, учить и давать наставления, вызывают удивление.
Одно дело, когда о грядущем духовном преобразовании говорит человек, всю жизнь проведший в поиске пути и вере, а другое дело, очередной Вассисуалий Лоханкин. Извините, но масштаб личности большинства современных пророков именно таков.
Для себя я вывел правило, как только в речи человека появляются духовные нотки, я тут же проверяю, является ли он духовным авторитетом. Если он таковым не является для меня – вежливо прощаюсь, если он таковым не является практически ни для кого – прощаюсь жёстко и быстро.
Резюме
Каждый должен заниматься своим делом, к которому у него есть призвание, а не стараться рядиться в чужие наряды.
К сожалению, способность к творчеству – творческая фертильность, является не таким распространенным явлением, как кажется. Есть много людей, что способны лишь имитировать созидание, поиск нового. Наиболее распространены – «коммуникаторы», люди, не имеющие собственных смыслов и идей, но стремящихся создать впечатление их наличия за счет социальных связей. Они стараются общаться, формировать видимость значимости, но они даже не вторичны, а много хуже.
В отличие от биологической, большинство людей не обретают творческой фертильности, а из тех, кто все же избежал детской фиксации, многие очень быстро переходят в стадию творческого бесплодия. Человечество в этом плане представляет чудесную картину – множество детей, так и не способных повзрослеть до самой смерти, да стариков, что постарели за считанные годы, и несколько процентов взрослых. Сюрреализм.
«Коммуникаторы» стремятся не создавать, а общаться, делать вид и строить из себя взрослых, их следует остерегаться, так как они в лучшем случае шлейф и не имеют собственных смыслов.
С лжепророками еще проще – для рассуждения о духовных сферах нужно им соответствовать, Павел и Савл один и тот же человек, но устами первого глаголил Дух Божий, а второй… оказался не прав.
P.S. Все мы стареем и утрачиваем фертильность, когда-нибудь с изрядной долей самоиронии автор будет начинать рассказы словами «Когда я ещё не был творческим импотентом, ….». Будем надеяться, что этот период наступит очень не скоро, а автор к тому времени не растеряет адекватность и самоиронию.
Предыдущие статьи цикла: