Конспекты кантониста: Страх перед нетривиальным будущим  122

Аналитика и прогнозы

12.05.2019 19:00

Андрей Школьников

16390  8.8 (29)  

Конспекты кантониста: Страх перед нетривиальным будущим

Данный текст является продолжением цикла статей «Конспекты кантониста» и посвящен причинам одной из ключевых проблем всех людей, желающих прогнозировать или просто интересующихся будущим – страхе перед нетривиальными прогнозами, в основе которого лежит субъективное и ограниченное восприятие времени

Для того чтобы говорить о будущем, нужно знать историю и не прятаться внутри повторяющихся временных циклов. Чувство долгого времени, отличает аристократические роды и народы с древней историей от остальных, давая им преимущества в геополитической борьбе. Что нужно сделать нам, чтобы обрести этот навык и смотреть без страха в будущее?

Начнем с проблем, что мешают очень многим выйти за пределы представления о будущем, как чуть улучшенной или чуть ухудшенной версией настоящего.

День сурка

Большая часть людей живет в циклическом представлении о времени, дети живут от каникул до каникул, для взрослых переходом в новый цикл могут быть – выходные, зарплата, отпуск, открытие охотничьего  сезона и т.д. Человек не задумывается, что его горизонт планирования не уходит дальше следующего цикла, он живет в растянутом «дне сурка».

Принятие долгосрочных решений такими людьми прелюбопытнейшее зрелище, какие только кульбиты рационализации (придумывание псевдо рациональных и логических доводов для оправдания) не озвучиваются, чтобы дать почву человеку, живущему в квартальном цикле, для принятия решения об ипотеке на 15 лет.

Наиболее часто все можно свести к константности (ничего не изменится), магизму и женской логике (вне привязки к полу).

Причиной наиболее распространенной ошибки политологов и медиа-экспертов является попытка объяснить будущее изнутри намного более короткого цикла (год, каденция и т.д.).

Субъективное восприятие времени

Субъективное восприятие времени

«День сурка» не требует формирования резервов, не заставляет думать, позволяет плыть по течению. Жизнь кажется простой и понятной ровно до прихода в гости «черного песца». Поздние советские граждане жили в такой системе циклов вплоть до начала 90-х, когда привычный мир начал рушиться. Сколько десятков миллионов не нашло себя в новой жизни?

Средний класс в развитых странах ждет еще худший вариант – они намного более привычны к спокойной жизни, чем были мы, а падение экономики будет еще глубже.

Великая цель

Вторым вариантом является наличие долгосрочной цели, к которой человек идет превозмогая себя, в явной или тайной надежде, что потом будет как в сказке – «и жили они долго и счастливо и умерли в один день». Мечты о свадьбе, переезд заграницу, получение высокой должности, завоевание олимпийской медали и т.д.

«Не от побед бывают беды,

От поражений... Мысль проста.

Но их бедой была победа.

За ней открылась – пустота»

(с) Н.М. Коржавин

В данном случае вопрос не так однозначен, если в стремлении к цели люди будут тратить часть ресурсов на дальнейшее будущее, то может не хватить той самой соломинки, что переломит хребет обстоятельств и приведет к победе. Не просто так, спортсменов еще задолго до старта недоброжелатели стараются вывести из себя, раскачать. Нет ничего удивительного, что интервью многих хороших спортсменов без журналистской обработки невозможно читать без слез. Ну не было у них времени и сил для образования.

Вот только в большинстве случаев такая мобилизация не нужна, люди просто живут спокойно, без надрыва до некоего значимого события, а потом – пустота. В соседнем гоблиностане, новый гоблин стал главным, и теперь реально не представляет, что с этим всем делать, продолжая по инерции, вместо реальной работы и перехвата власти нести Hernia (лат., грыжа), по заветам шоу-бизнеса. Ну не готов он к этой должности, вот ни разу.

Сколько мужиков в России и сопредельных странах уходит из жизни сразу после выхода на пенсию? Особенно тяжело людям в погонах и героям труда. Сколько героев победных войн не находят для себя смыслов в дальнейшей жизни? Какой от последнего выход? Человеку нужна Великая цель, идея, выходящая за пределы его жизни. Необходимо сохранять интерес и любопытство к жизни, стараться творить.

Моя родственница в 87 лет издает очередную детскую книжку, и я уверен, что на этом она не успокоится. Нужно стараться, не давать себе расслабиться, чтобы жить и успеть!

Наставничество, преподавание, забота о внуках и правнуках, да мало ли что еще, можно придумать для человека, чтобы он хотел жить, а не существовал и доживал. Великая цель должна быть, ее наличие продлевает жизнь, не дает раскиснуть, расслабиться и уйти...

Одна из важнейших задач этнической системы/ государства – дать людям Великую цель. Именно поэтому, без проектности (национальной, региональной, глобальной) народ не имеет долгосрочного будущего, он будет жить ровно до того момента, пока его земли не привлекут внимания другого народа, обладающего проектностью.

Чувство долгой истории

Перейдем к другому важному вопросу – горизонту планирования, вот только начинать его следует с чувства истории/ долгого времени.

Выше был показаны варианты личной истории/ времени человека, непосредственно воспринимаемого им, но у каждого есть несколько расширений времени:

  • личное, индивидуальное время;
  • семейное время – эмоционально переживаемые человеком события из жизни ближайших родственников (дедушки, бабушки, родителей, детей, внуков, племянников и др.), их рассказы и рассказы про них;
  • родовое время – вызывающие эмоциональный отклик и чувство сопричастности истории, предания, легенды из жизни предков, дальних родственников. Речь идет не об обезличенных людях, а именно о повествовании с указанием имен, степени родства и т.д.
  • проектное время – сопричастность и истории представителей этнической системы/религии/глобального проекта.

Чувство эмоциональной сопричастности крайне важный элемент, на протяжении всей жизни человек должен чувствовать свое единение.

Восприятие времени современным человеком


Восприятие времени современным человеком

В современных развитых странах, да и для большинства городов мира, система памяти и восприятия истории упрощена:

  • есть личная история;
  • есть укороченная семейная история (все знают историю знакомства и ухаживания дедушки с бабушкой, как они учились в школе, не говоря уже про прабабушек и прадедушек?);
  • нет родовой истории;
  • непонятные безэмоциональные огрызки истории народа, религии и идеологической системы (в западных странах последнего уже и нет).

Не просто так, для всех возрастов в Союзе была своя мифология, начиная «Когда был Ленин маленький, С кудрявой головой…», «Библиотеки пионеров» (в шкафу стоят два разных сборника, оранжевого и синего цветов), «Библиотеки пламенных революционеров», книги в стиле «Молодой гвардии» и т.д. Все это было направлено на формирование эмоциональной сопричастности и единения. А что сейчас? Где десятки и сотни детских книг, мультфильмов, художественных и исторических фильмов от имени мальчиков и девочек дохристианских времен, периода Александра Невского, Ивана Грозного и т.д.? Где героические описания похода Суворова для детей 10 лет? Завоевание и крещение народов Сибири? Комиксы по операции Багратион или Висло-Одерской операции?

Если мы говорим о формировании/ возрождении проектности в России, то будьте добры, наполняйте умы детей всех возрастов пищей для выстраивания эмоциональных связей. Ну и не нужно забывать про ограничение/ зачистку от вредоносных смыслов. А кому не нравится – подавите иммунитет в своем организме и живите, вы же открыты и свободны, зачем вам эти ограничения? Через несколько лет мы вас обязательно послушаем.

Совершенно другая ситуация у наследственной элиты.

Восприятие времени аристократом

Восприятие времени аристократом

Семья и род практически сливаются, значимость рода выше проектных смыслов и часто дольше по времени. Чувство истории позволяет аристократам быть над текущими проблемами, их род, а следовательно и они, пережили столько разных кризисов и проблем, что ничего страшного в текущих нет – справимся.

Восприятие времени народом с долгой историей

Восприятие времени народом с долгой историей

Еще одним важным примером являются древние народы (непрерывная историческая память на несколько тысяч лет). Когда еврейский ребенок смотрит мультфильмы на основе Танаха или читает адаптированный текст, он воспринимает описанные события как судьбы родственников, предков, сопереживает им. Недаром, правильно воспитанные представители древних народов и аристократов имеют общие черты – они умеют быть над текущим моментом. Текущие события кажутся им временными и переходящими, даже если изменения произойдут после их собственной смерти.

Таким образом, эмоциональное единство и ощущение сопричастности дает потомственным аристократам и представителям древних народов значительное преимущество, позволяет смотреть на текущую ситуацию, как временное явление, не сдаваться и продолжать бороться.

Где здесь знаменитое стратегическое планирование древних родов и народов? Его нет. Есть лишь умение пережить трудности за счет лучшей, подкрепленной примерами, тактики и готовность к долгой борьбе, дольше жизни конкретного человека.

Нам необходимо становиться по самосознанию именно древним народом – воспитание детей должно быть наполнено судьбами и историей реально живших предков, не фантазиями про Гиперборею, а реально жившими людьми. К чему приводят фантазии без железобетонного и признаваемого окружающими исторического фундамента, можно посмотреть на примере «укро-персидских войн» Шумериины.

Горизонты планирование

Чем дольше видимый человеком период истории, тем проще и легче ему выходить за пределы циклического восприятия и предела своей жизни, принимать нетривиальные варианты будущего (тривиальные уже в среднесрочной перспективе не работают), да не бояться текущих проблем.

Для себя я вывел следующие правила, если мне нужно детально прописать события на одно поколение (20 лет), то модели должны быть рассчитаны на два поколения (40 лет), а неформализованное понимание на три поколения (60 лет).

На практике, стратегия «Стройгазмонтаж» была написана на 10 лет, сводная экономико-математическая модель намного дальше по времени. Поэтому, актуализация полной версии стратегии (300 листов в формате PowerPoint, сплошные диаграммы, рисунки, схемы и т.д.) занимала у меня неделю. Нужно было просто сдвинуть в модели (её я постоянно актуализировал в течение года, по мере поступления новых данных) диапазон всех графиков на 1 год, переставить их и перечитать, корректируя текст.

Люди, живущие в коротком цикле, способны лишь к угадыванию, у них нет, и не может быть нетривиальной системы будущего. Также сложно в этом плане людям без чувства долгой истории – все происходящее им в новинку, у них нет готовых вариантов и опыта предков, они становятся подобны кораблю без курса. В тоже время, живущие в долгом времени представители аристократов и древних народов выигрывают не из-за лучшего стратегического планирования, а всего лишь из-за умения абстрагироваться, не сдаваться и подкрепленного предыдущим опытом тактического планирования.

Если вам начинают рассказывать, как будет устроена жизнь в ближайшие 10 лет, можете смело требовать у человека описать общие принципы на 20-30 лет, грубыми мазками. Он обязан (!!!) иметь такую картину. Если начинается пересказ существующей ситуации, в чуть лучшем или чуть худшем варианте реальности, поздравляю – вы стали участником игры в угадайку.

Я не просто так давал расклад по всем возможным геополитическим игрокам на ближайшие поколения, конкретные события можно сдвинуть по времени и довольно легко, например ценой средне и долгосрочных потерь, а вот переломить сильные тренды, задача крайне нетривиальная.

Заключение

Ключевая причина страха перед нетривиальными прогнозами будущего – неспособность и/или неготовность человека выйти за пределы повторяющегося, цикличного представления о своем времени. Жизнь до зарплаты, до отпуска, до выборов и т.д. Как можно требовать от человека, чей горизонт ограничен ближайшим годом, понимания перспектив ближайших 20 лет. Никто в здравом уме не заставляет бухгалтера разрабатывать инвестиционный проект на 10 лет, ничего хорошего из этой затеи не выйдет.

Привычные для большинства людей циклы субъективного восприятия времени нужны, но лишь для оформления малых промежуточных отметок/вех. Пусть они будут, словно пересекающиеся окружности на нити жизни. Но без большой, значимой Великой цели, за границей смерти, стремясь к которой человек будет «плевать в вечность», жизнь превращается в существование и доживание.

Для долгой жизни и сохранения интереса, человеку необходимо быть частью движения к Великой цели, находящейся за пределами его земного существования, победы должны быть локальными, так как за глобальной и полной победой оказывается пустота.

Помимо индивидуальной истории, человек может обладать еще семейной, родовой и проектной (национальный, религиозный, глобальный проект) историей, которые обретаются через эмоциональную сопричастность, ощущение общности. Воспитание этой общности, наряду с формирование Великой цели – ключевые психоисторические задачи этнической системы и государства. В этом плане необходимо ориентироваться на древние народы, живущие в долгом времени. Кстати, тут мы становимся жертвой иллюзии – умение абстрагироваться от текущих проблем и не сдаваться, даже если борьба длится дольше жизни человека, характерное для евреев, армян, китайцев и др. является не признаком стратегического мышления, а лишь особенностью жизни в долгом времени.

Без знания и понимания истории невозможно говорить о будущем, надо уметь встать над текущей ситуацией. Вот только этого недостаточно. Для детального описания ближайших десяти лет, надо уметь объяснять принципы и закономерности 20-30 лет. Вот только на таком горизонте, тривиальные прогнозы не работают.

Вот и наблюдаем мы, как люди, живущие в циклическом мире, с циклом максимум в 4-5 лет, с умным видом рассуждают о далеком будущем.

Каков общий совет? Вырывайтесь из «дня сурка», учите историю вместе с детьми, чтобы привить чувство долгого времени и эмоциональную общность с десятками поколений предков.

Предыдущие статьи цикла:


Заметили ошибку в тексте? Сообщите об этом нам.
Выделите предложение целиком и нажмите CTRL+ENTER.


Оцените статью

––>

Спасибо за обращение

Укажите причину