Дичайшая и все время растущая эмиссия, стекающая в Долину пирамид, создает иллюзию возможности восстановления и управляемости процессов, но это – до первой серьезной паники. В то же время продолжаются попытки обнуления, сброса проблем. Результата они не принесут, так как нечудесных решений у данной задачи нет, но пробовать их будут. Вот об одной такой попытке сегодня и пойдет речь
В 1970-х годах элиты западного мира под влиянием страха проиграть Красному проекту и после этого физически исчезнуть объединились против общего врага, передав ресурсы, право говорить и действовать от их имени кластеру транснациональных корпораций – Фининтерну. В тот раз создалась иллюзия, что данное решение принесло плоды. И вот теперь, на фоне многократно описываемой идеологической слабости и импотентности современной интеллектуальной мысли Запада, не могло не возникнуть желания вновь повторить былой успех. Вопрос был лишь в одном – кто попробует возглавить процесс, консолидируя ресурсы в своих интересах.
Объединение западного мира против всех остальных, возможно, и сейчас оказалось бы панацеей, если бы было:
- время на объединение, проработку соглашений и плана действий;
- доверие ключевых игроков друг к другу, формирование гарантий;
- увеличение шанса выжить всем или большей части участников;
- понимание, что выжить по отдельности не удастся;
- наличие бескомпромиссного врага, который готов Запад уничтожить.
Если во время противостояния с СССР все приблизительно так и было, то сейчас стратегия «закона джунглей» дает иллюзию намного большего шанса на успех как раз тем, кто не окажется во главе объединения. Фактически, говорящие о необходимости единства предлагают вначале собраться всем хорошим, чтобы победить всех плохих, а потом и пожертвовать собой, чтобы в итоге наверняка выжили все самые хорошие, т.е. организаторы объединения.
И, да, я не буду в очередной раз рассказывать, почему вылетевшие на экспоненту процессы сами собой не рассосутся, а рассказы про «все налаживается» – тяжелый самоуспокоительный бред.
Инклюзивный капитализм
В конце 2020 года, руководствуясь предварительным сговором, группа лиц, после долгой, продолжительной, многолетней творческой болезни так и не обретшая нужного решения, решила осчастливить все человечество и запустила флеш-моб под названием «Инклюзивный капитализм» в логике MLM. В этом суть и основное содержание данной инициативы.
Экономическая схема примерно следующая: обычно воруем чистыми 100 рублей, из них 10% направляем на PR и рассказы о том, какие мы хорошие и как боремся со злом. Теперь обещаем увеличить PR расходы до 15%, воровать больше, а также даем идиотские встречные соцобязательства-лозунги, которые нам практически ничего не будут стоить (например, «Банк сократит выбросы СО2, перейдя на электромобили»). Собственно, по этой схеме много десятилетий крупнейшие западные компании поддерживают «демократию» и «свободу» в развивающихся странах.
Можно было бы обсудить новинки, перспективы и возможность достижения «всего хорошего», что обещается авторами идеи инклюзивного капитализма, но обсуждать тут нечего. Присутствует лишь традиционный, логически не связанный набор мантр и предложений, которые никоим образом не ведут к обещаемому результату. Перед нами лишь небольшое косметическое улучшение либеральных и политико-экологических принципов, почему-то выдаваемых в последние десятилетия в Европе за социал-демократические.
В части же формы можно сказать следующее: обычно такие «концептуальные» вещи появляются тогда, когда по-старому жить нельзя, а как по-новому – не знаем, но что-то делать нужно. Исходя из стилистики предъявленных заявлений, осмелюсь предположить, что реальные их авторы – типичные корпоративные консультанты, получившие задание – «Завтра в 9 утра должна быть готовая презентация на столе». В ответ они покопались в имеющихся кейсах и выдали реферативный шедевр. Утрирую, но не очень сильно.
Витриной данного проекта выбран Папа Римский, что в полной мере отражает западноевропейскую традицию дуализма, пропитавшую культуру и сознание европейских элит еще с эпохи Ренессанса. Духовная суть инклюзивного капитализма – заключить демона (капитализм) внутри себя, удерживать его своей волей, брать от него энергию и использовать ее для добрых дел. И это не шутка, а лаконичное и полное отражение содержания обсуждаемой инициативы.
И, да, со времен кризиса 2008 года они смогли придумать только это. Душераздирающее зрелище…
Таким образом, приходим к выводу: инклюзивный капитализм является лишь ментальным образом, не имеющим реального социально-экономического наполнения. В очередной раз отсутствие содержания предлагается заменить формой: давайте объединимся – все хорошие против всех плохих и, может быть, что-нибудь из этого и выйдет.
Вместо теории и реальных программ, предъявлена кучка авторитетных экспертов, носителей знания, способных по каким-то лишь им известным принципам выносить разнообразные вердикты.
Мир-системный анализ как геополитическая основа
Иммануил Валлерстайн – один из самых интересных нелиберальных мыслителей последних десятилетий. Будучи одним из авторов и популяризаторов мир-системного анализа, он сделал очень много для разрушения модернистско-позитивистской монополии на трактовку развития, на доказательство отсутствия универсальных рецептов прогресса, насаждения свободы и демократии по западному образцу.
В статьях Валлерстайна много интересных попыток исторического прогнозирования – выделение трендов, попыток посмотреть из прошлого в настоящее, а если это удавалось, то и из настоящего в будущее. Основные прогнозы ограничены периодом до 2050 года («Мир, в который мы вступаем», «Конец знакомого мира» и др.).
В работах Валлерстайна, за исключением последних, очень многое определяет экономикой. Можно сказать, что у него нет влияния на мир военной силы, пассионарности, идеология / культура вторична, кроме того, недостаточно отрефлексированы изменения, происшедшие от момента конца расширения капитализма. Мир-системный анализ моделирует мир в целом и не способен корректно оценивать будущее отдельных стран, последние он «видит» лишь в их принадлежности к центру (страны Запада), полупериферии и периферии (страны не-Запада).
Для примера, в своих работах я сделал связанные, но разные по содержанию и структуре модели для уровней мир (1) и этническая систем (2), но не для третьего уровня – провинции, области, города (3). Для последних нужно делать еще один набор моделей, чего пока нет.
Важнейший тренд у Валлерстайна – усиление социально-экономического разделения в мире и поток мигрантов с юга на север. Как уже говорилось, в основе мир-системы лежит экономика, поэтому борьба в мире за главенство, по Валлерстайну, будет идти между Японией (в союзе с ослабевающим гегемоном – США) и ЕС. Роль Китая и России – присоединиться к одному из полюсов, ну а далее актуальным окажется биполярное противодействие «суши» (ЕС и Россия) против «моря» (Япония, США, Китай), причем геополитические и хозяйственные факторы дают основание предсказать победу Стране восходящего солнца – году так к 2050. Эти прогнозы, сделанные 15-20 лет назад, в 2021 году совсем не просматриваются и не подтверждаются.
И, да, работы Валлерстайна нравятся мне из-за акцента не на междисциплинарный, а на унидисциплинарный (наддисциплинарный) подход, к чему я тоже призываю.
Отсутствие либеральных обоснований подтолкнуло западные элиты брать на вооружение и переиначивать идеологически не совсем совместимые работы. Геополитически, инклюзивный капитализм – попытка вновь объединить, хотя бы на время, весь западный мир («центр» мир-системы в терминах Иммануила Валлерстайна) против страшного и ужасного не-Запада.
Суть попытки – удержать доминирующее положение Запада, победив, ограбив и забрав ресурсы периферии и полупериферии: Китая, России, Индии и т.д. Придумать общую идею, цель, врага, аналогичных тем, которыми вдохновлялись при борьбе с Красным проектом в 1970-х годах, разделить мир на тех, кто «они» (периферия и полупериферия), и тех, кто «мы» (центр). Фининтерн, Иудейский проект, Континентальные элиты Европы / Ватикан, Британия, Промышленные элиты США должны опять заключить ситуационный союз перед лицом гибели от общей угрозы и не думать о сепаратных действиях, своей выгоде и возможных ударах в спину.
Необходимо запугать и объединить всех перечисленных игроков против некой абстрактной Империи зла – не-Запада, коей нет в природе, но которую нужно создать и которой, как плеткой, нужно загнать в единую колею западных игроков…
И, да, пока противники прогнозируют будущее исключительно с помощью исторического моделирования, можно быть спокойными, мир стал намного сложнее, а старые аналогии напрямую не работают.
Таким образом, можно считать, что в основе геополитических процессов, инициированных запуском инклюзивного капитализма, лежит мир-системное противоречие центра и периферии с полупериферией. Для успеха данного начинания необходимо формирование образа врага, против которого будут объединяться все «хорошие»: роханцы, гондорцы, гномы, эльфы, евреи – в общем все «силы света».
Еще одна ошибка авторов инклюзивного капитализма – игнорирование связей и неэквивалентного обмена внутри мир-системы, центр и так получает много больше с периферии и полупериферии. Борьба должна идти за изменение ролей внутри мир-системы и/или создание новой мир-системы. Обрушение экономик не-Запада не приведет к сохранению Запада, а лишь немного отсрочит обрушение последнего.
Культурный дуализм Европы
Есть момент, вызывающий искреннее непонимание у многих наших сограждан – как во главе этого безобразия оказался Папа Римский, ведь христианские постулаты – а католичество в понимании большинства совсем немного отличается от православия – должны препятствовать такому.
Религиозные традиции Европы изначально имели дуалистичную природу, а в эпоху Ренессанса усилилось наполнение христианских традиций антихристианскими оккультными элементами – не языческими, а именно отрицающими христианство. Смешение противоположностей не стало диалектическим, полного слияния, растворения и формирования нового не произошло. С одной стороны, христианские, близкие православию принципы, с другой – оккультизм, игры с демонами, культура и почитание смерти, виселицы с трупами казненных при въезде в средневековые города, скульптуры химер и гаргулий на готических соборах, традиции карнавалов перед постами, когда на короткое время происходит смена полярности на оси сакральное–профанное, вплоть до чествования откровенного богохульства, кощунства и дьявольщины.
Вспомните сатанинскую церемонию открытия Сен-Готардского тоннеля летом 2016 года в Швейцарии, повергающую в шок наших соотечественников, но являющуюся всего лишь традиционным карнавалом с небольшим перегибом для коренных западных европейцев.
В русской истории есть образ «святого черта» – Григория Распутина, яркого и нетипичного, зато понятного и очень любимого на Западе. После знакомства с очередной страницей истории и современности Старого света у меня каждый раз складывается впечатление, что добрая часть европейской цивилизации, особенно её элиты, ведут себя как коллективный Распутин, прячущий демонов внутри себя, но использующий энергию и силы последних для «благих дел». Особенность европейцев в том, что они не стремятся избавиться от демонов, они, наоборот, стараются выгодно с ними сосуществовать и пользоваться их умениями, сдерживая натиск зла своей волей. Одна лишь подавленная сексуальность, проскакивающая даже в молитвах святых, многого стоит.
Политика Ватикана строится на этих же принципах, сочетая в себе близкие и понятные нам христианские каноны с непривычными и вызывающими отторжение антихристианскими действиями и традициями, когда воля и скрепы ослабевают и демон прорывается наружу. Словно, вместо обряда экзорцизма и полного изгнания, проводится укрепление защитной оболочки, не дающей демону вырваться, – зачем же избавляться от такого полезного «соседа»!
В этой связи возникает вопрос – как в этих условиях строить взаимоотношения Ватикана и Православия?
Даже если забыть про добровольную одержимость Запада, с позиций Православия все вроде бы ясно и просто: Ватикан многие столетия проводил политику прозелитизма и экуменизма и его цель – полное подчинение и поглощение Православия, ничего с тех пор не изменилось. Здесь допускается ошибка – представление о наличии у римско-католической церкви (РКЦ) единой политики и субъектности, перенос прошлого опыта на настоящее без надлежащего осмысления. В Ватикане, как и в любой другой большой и сложной структуре, очень много противоречий и групп, дуализм может быть как внутри людей, так и между ними.
Не нужно забывать, что для очень многих в РКЦ отношение к Православию – отнюдь не политическое, а именно религиозное, для них мы своего рода христианское Основание (по Айзеку Азимову), источник более чистых обрядов и учений, намного меньше пропитанных светским духом, не связанных с «внутренними демонами». Во многом это похоже на отношение к зилотам в Православии и ортодоксам в Израиле: ограничивать будут, ущемлять в интересах – обязательно, но зажимать и допускать сильное ослабление – ни в коем случае. Мы для них – резервная версия / бэкап христианских традиций, если они заиграются, что для многих там очевидно.
От этого и должна строиться политика РПЦ в отношениях с Ватиканом – поддержание данного образа, минимум политического взаимодействия, экуменизма и т.д., больше религиозного поиска и наставления, словом, игра на Образе игумена-аскета.
И, конечно, верхушка РПЦ должна жить по принципу: епископ в первую очередь монах, а монах – аскет…
Таким образом, оказывается, представительная роль Ватикана в продвижении концепции «инклюзивного капитализма» полностью соответствует вековым традициям Западной Европы, ее дуалистической природе, допустимости использования сил зла для творения добра. Наше представление о европейцах как о немного других русских так же неправильно и вредно, как и их фантазии о нас.
Когда мы говорим о культуре и традициях западноевропейских элит, нужно постоянно помнить, что речь идет не о привнесении в христианство языческих дохристианских традиций или элементов других религиозных систем (нехристианских), а именно о встраивании еретических, оккультных, отрицающих элементов. В рамках стратегии «Третий Рим» взаимодействие с Ватиканом и гвельфскими элитами несут большие риски, не будем об этом забывать.
И, да, это чисто европейские традиции, не нужно искать там чуждое влияние.
«Великое пробуждение» - большая печаль
Часть западных элит стремится перевести проблемы в мире в плоскость борьбы мир-системного центра (Запад) против периферии и полупериферии (не-Запада), расчеловечивая последний и формируя образ врага, сил зла.
В свете этого считаю нужным отозваться на Манифест Александра Дугина «Большая перезагрузка и Великое пробуждение» – мои впечатления неоднозначны. Фактически перед нами попытка сформировать образ не-Запада, противостоящего Западу.
Можно долго говорить и спорить о деталях Манифеста, но намного интересней онтология, представление автора о мире, словно бы склеенное из разных по происхождению частей и осколков. В итоге модель получилась яркая, объемная, но хрупкая и несимметричная, в то время как мир избыточен, гармоничен и красив. Пройдем по линиям склейки, что лежат на траектории к описанному Александром Дугиным мировому аттрактору.
Первое – аллюзия, упрощение и программирование бинарного противостояния «они» (Большая перезагрузка) и «мы» (Великое пробуждение). В мире полно разных по интересам и формам объединений значимых групп, при этом четкие границы между ними чаще всего провести не получается. В сложном мире всегда будут появляться третьи-радующиеся, жаждущие стать бенефициарами противоборства.
Второе – есть ли вообще субъектность у «мы», если речь идет о «глубинных народах»? Это можно не обсуждать: массы населения сами по себе несубъектны, а пока они сформируют новую анти-элиту – речь ведь идет о разрушении существующей системы власти – и эти группы перехватят контроль над ресурсами, пройдут годы, и «они» к тому времени одержат победу.
Третье – пусть у «мы» уже есть субъектность. Покажите «их»… Власти и элита России, Китая, Ирана, Турции, Индии и стран третьего мира? Вы серьезно? Какая доля компрадоров внутри, сторонников тех, кто «они», и как долго их придется вычищать? Указывать на Владимира Путина, Си Цзиньпина, Иран и Турцию как на создателей «помех» глобализации очень странно. Каждый из списка был готов к союзу с Западом и к глобализации, если его интересы будут учтены, давайте не переоценивать их заинтересованности в саботаже.
Четвертое – Дональд Трамп и население США как часть «мы» против остального Запада? Трамп критиковал финансовую праволиберальную глобализацию не из принципиальных антилиберальных расхождений, а из-за преждевременной угрозы гибели «Америки отцов-основателей». Многополярный мир не является непреодолимой угрозой для либералов, их проекты могут претендовать на успех при следующей волне глобализации. И, да, сценарий гражданской войны в США выпал в область фазовой разреженности, т.е. его вероятность упала.
Пятое – пусть есть либеральные «они», а также чудные и разнообразные «мы». В истории есть много примеров, когда с одной стороны была сплоченная сила, а с другой – множество разрозненных, первые в итоге разбивали по частям противников, разделяя и властвуя. Единого фронта нет и не будет.
В итоге получаем в Манифесте чудный вывод – России нужно возглавить борьбу «мы» против «они». Если предположить, что указанные выше пять линий склейки соответствуют действительности (чисто теоретически…), то в этом случае, без сомнений, правильная политика России – быть одним из участников Фронды, Команданте в лесу, а уж никак не Чапаем на лихом коне, за которым никого нет.
И, да, я в печали… Потому что Манифест очень сильно напоминает попадание во враждебную ментальную ловушку и/или тупик…
Таким образом, я не жду никакого «Великого пробуждения», как и «Великой перезагрузки», чужих ментальных ловушек нужно избегать и бояться. Положение в мире неустойчивое, времени для конструктивных действий все меньше, оптимальная стратегия России до большого обвала – отгородиться, обозначить красные линии и не привлекать к себе избыточного внимания.
Не нужно обольщаться ориентированной на внешнего зрителя экологической повесткой, это всего лишь сигнал – мы с вами одной зеленой крови, не хотим оказаться не-Западом, мы большой зеленый веник, которого в углу не видно. Если собрать всех либералов во главе с Чубайсом в «Роскарбо», выделить им немного денег и обязать отчитываться за проделанные успехи, то можно много лет не беспокоиться ни о чем. Эти специалисты по очковтирательству и рисованию отчетных презентаций ни о чем на много лет будут создавать иллюзию некоего движения.
Главное не давать денег больше, чем требуется на их прокорм, и не финансировать никаких проектов. А там или ишак и/или падишах…
Резюме
Инклюзивный капитализм по содержанию является постмодернистским изменением формы без понимания сути, он мало чем отличается от либеральных по содержанию программ социал-демократических партий Европы последних десятилетий.
Отдельные силы на Западе осознали, что шансы на выживание не столь уж и велики, а собрав и возглавив новый Крестовый поход, они обретут перспективу остаться в плюсе и отсидеться в штабе, в глубоком тылу. Вот так и появился криво собранный инклюзивный капитализм – ненасытный демон, которого добрые и чистые сердцем граждане во главе с Папой Римским согласились заточить внутри себя и своей волей и скрепами удерживать от разрушительной деятельности, попутно растрачивая свои силы на добро.
Геополитически, перед нами попытка сформировать в мире биполярное противостояния сил добра (Запад) и сил зла (не-Запад) в логике мир-системного анализа «Центр против периферии и полупериферии». Поскольку в реальности различных сил в мире – множество и они не жаждут делиться таким странным образом, а предпочитают играть «каждый сам за себя», их нужно собрать воедино, дав две красивые сказки, мечты и образы будущего. Ведь если образ тех, кто пытается уничтожить прекрасный и светлый Запад, не появится, то и объединения не будет, слишком велики расхождения между «своими».
И, да, не будем упрощать противникам жизнь, пусть инклюзивный капитализм так и останется красивой оберткой пустоты.
фото: Kulturologia.ru