Биполярный мир и битва за Тайвань  14

Геополитика

04.12.2021 22:00

Андрей Школьников

13989  8.7 (22)  

Биполярный мир и битва за Тайвань

фото: socialmedee.mn

Противостояние США/Запада и Китая остается одним из определяющих геостратегических сценариев современности. Оно не является для мира определяющим, какой была во времена холодной войны борьба между СССР и США, но так или иначе присутствует во многих сегодняшних точках напряжения. Стратегии Китая описывались ранее, и достаточно подробно, повторяться не будем. В рамках конфликта Пекина и Вашингтона есть ряд устоявшихся сюжетов, которые будут регулярно всплывать и в ближайшие 5 лет: биполярный мир/союз Китая и США и захват Тайваня. Рассмотрим их

Изучение и прогнозирование геополитики Китая – дело непростое. Несколько лет назад пришлось всерьез разбираться в том, что доброго и полезного в плане прогнозов и стратегии Поднебесной можно вынести из лекций, бесед и трудов отечественных китаистов. Материалы даже самых уважаемых из них оказались вполне фееричными: дайджесты официальных новостей, переводы бравурных заметок про достижения народного хозяйства, исторические экскурсы со сложностью и идеологией учебника для 6 класса, пересказы рекламных программ о возможностях развития бизнеса в Китае, а также предсказания неминуемого грядущего гегемонства Китая и превознесение величия его культурных традиций. Все это неизменно приправлялось рассказами об особой профессиональной одаренности и незаменимости самих авторов – ведь никто, кроме них, не умеет читать иероглифы, не слышит разницы между тонами в путунхуа и диалектах и потому категорически не способен постичь эту великую цивилизацию. Отдельное фольклорное направление – мистическая китаистика:

«три моря, пять пустынь, фактор Хэ и У, в поисках третьего, в перекрестке ветров, под влиянием выкованного в кузнях Атлантиды для борьбы со злом мандата Неба…».

Т.е. я обнаружил сплошное преклонение перед Востоком… Честно сказать, от автоматического переводчика пользы было больше, чем от трудов таких специалистов. В общем, вытащить из этого массива что-нибудь путное для разработки стратегий и сценариев не представлялось возможным. Создавалось впечатление, что объективный и достоверный анализ в доступной читателю китаистике отсутствовал напрочь.

Года два назад, по совету и рекомендации А.И. Фурсова, я познакомился с материалами Николая Вавилова – ну, что сказать, в целом оказалось, что мои выводы и сборки от общемировых принципов (сверху) сильно коррелируют с его вариантами будущего Китая (снизу).

Перспективы союза США – Китай

Регулярно звучат разговоры о перспективах и возможности того, что Вашингтон и Пекин договорятся о разделе влияния и формировании биполярного мира, подобными слухами сопровождается каждая встреча их высокопоставленных политиков. Только вот на деле ничего подобного не происходит, несмотря на, казалось бы, очевидную выгоду данной сделки для обеих супердержав. Западные СМИ главным препятствием считают здесь странную, нелогичную и глупую позицию Китая, не признающего и не желающего видеть собственного счастья. Давайте разберемся, что же происходит в реальности.

Представления Китая о биполярном мире

Рис. 1. Представления Китая о биполярном мире

Одна из основных проблем обсуждаемого симулякра – в обозначении одинаковыми терминами принципиально разных вещей, стороны совершенно по-разному понимают структуру и принципы биполярного мира. С позиции Поднебесной, все нужно делить на двух участников, т.е. есть некое общее пастбище (остальной мир), с которого участники альянса могут вместе – где кому хочется – выкачивать ресурсы. В настоящее время, США получают от мира больше, чем Китай, но последний еще добирает свою часть непосредственно у Штатов (см. Рисунок 1). В представлении Поднебесной, мир должен оставаться единой поляной, только пусть Америка умерит свои аппетиты и снимет ограничения. А уж Китай за сравнительно небольшое время получит возможность догнать и перегнать США не только экономически, но и по другим направлениям (оранжевые стрелки показывают рост параметров на рисунке 1).

Результат соревнования между Западом и Китаем при таких раскладах понятен – спустя некоторое (небольшое) время Пекин становится столицей мира/единственной сверхдержавы. Первенство перейдет к Поднебесной естественным эволюционным путем, без войн и конфликтов. Собственно, это и есть стратегия китайских «комсомольцев», они ведь тоже патриоты, пусть и верящие в подобный сценарий самоубийства Запада.

Возникает резонный вопрос: зачем западным элитам такое счастье и о подобном ли именно будущем каждый раз пытаются договориться Штаты? Нет, конечно. В их понимании биполярный мир – это нечто совершенно другое:

  • Китай получает свой не очень большой регион/зону влияния, где может творить что хочет, но за пределы не смеет вылезать ни с экономическими, ни с политическими вопросами;
  • Китай принимает целый перечень невыгодных для него обязательств и самоограничений (отказ от технического шпионажа, наращивания вооруженных сил, налог под видом «баланса» в торговле и др.), сильно ограничивающих в итоге его развитие;
  • Китай официально признается младшей сверхдержавой и не требует большего.

В результате, Поднебесная должна сама себя ограничить и поменять красивые слова о статусе на отказ достигнуть оного. Понимают ли это в Пекине? Конечно. Может ли США/Запад пойти на уступки? Нет, для них это игра с нулевой суммой, если они что-то отдают Китаю, им придется меньше вытягивать с остального мира, который глобален и дань с которого собирается по полной. Ведь все природные богатства и активы Африки и прочих развивающихся стран давно подсчитаны и учтены в обороте – путем как эмиссии доллара, так и покупки туземных правительств. Если не ограничить Поднебесную в росте, то через какое-то время будет реализован первый сценарий и тогда действительно появится новый мировой гегемон.

В настоящее время у всех западных элит есть консенсус по ограничению и давлению на Китай, что мы сейчас и наблюдаем. Принимая во внимание громадные внутренние дисбалансы и проблемы, шансов у Китая, без добровольной сдачи Западом своих позиций, практически нет.

И, да, с нами о взаимном разоружении Штаты пытались договориться ровно так же, слово «взаимное» у них имеет совершенно не традиционный смысл.

Таким образом, примем во внимание, что представления о биполярном мире и возможном двойственном союзе у Китая и США сильно различаются: первый справедливо рассчитывает, что время играет на него и хочет максимально сохранить ранее существовавшие принципы свободной конкуренции, вторые же хотят заставить/убедить Китай добровольно принять на себя самоограничения и повторить путь Японии.


Битва за Тайвань

Напряжение вокруг Тайваня продолжает нарастать, становясь одним из важнейших геополитических вопросов мировой повестки. В 2018 году я написал очерк о стратегии Китая, обозначив основные варианты развития. В свете последних событий можно наблюдать, как отдельные политологи и эксперты, наконец-то, стали видеть немного дальше, правда их приверженность детерминизму, как и уровень постижения обратных связей и последствий, удручает.

За последние несколько лет варианты будущего Китая и всей Юго-Восточной Азии принципиально не изменились. Чтобы после каждого события-маркера не растекаться словами и мыслями по древу и не повторять, пользуясь синонимами, ранее сказанное, сделаем удобную для восприятия схему (см. Рисунок 2).

Последствия присоединения Тайваня

Рис. 2. Последствия присоединения Тайваня

По горизонтальной оси здесь – уровень монолитности и ориентации на интересы единого Китая, по вертикальной – уровень внешнего давления на Китай. Звездочками отмечено влияние присоединения Тайваня в зависимости от времени, когда оно произойдет. Выпадающий период 2025-2027 гг. характеризуется снижением не только уровня последствий от присоединения Тайваня, но и важности последнего.

Для полноты картины отметим на схеме аттракторы, соответствующие выявленным ранее стратегиям Китая.

Аттракторы будущего Китая

Рис. 3. Аттракторы будущего Китая

К ранее описанным стратегиям добавлены пока не проявленные варианты: распад на несколько государств («Семь царств»), распад с потерей государственности («Междоусобица и распад»), изгой/осажденная крепость, китайский глобализм. В настоящее время Китай, как и весь остальной мир, находится на перепутье. Наибольшее притяжение идет к стратегии «США минус 70 лет» – формирование собственного панрегиона и повторение политики США второй половины 20-го века. При дальнейшем распаде мира именно этот вариант, несмотря на отсутствие у него долгосрочных перспектив, будет приоритетным.

Попытка присоединения Тайваня до 2025 года приведет к консолидации Запада, блокаде и очень жестким ответным действиям, откатить от которых к нормализации будет очень сложно. Присоединение же после 2027 года будет совершенно рутинной операцией. Происходящее сейчас – торг за преференции и создание точки давления Китая на Запад, сам Тайвань пока объективно вне оперативного планирования Китая.

И, да, очередную точную дату воссоединения вам назовут гадатели, мистические китаисты и прочие оккультисты.

Таким образом, присоединение Тайваня к материку в ближайшие годы будет делом небыстрым, дорогим и рискованным. Окно возможностей начнет открываться в 2025 году, а после 2027 года можно смело ждать мирного воссоединения, благо США уйдут из региона, а производственный потенциал острова, особенно по части микроэлектроники, перестанет быть столь уж значимым.

Резюме

Изучение Китая по данным большинства отечественных китаеведов – процесс увлекательный, нетривиальный и малополезный, уж больно много там мусора, официоза и обзоров из окна пекинского отеля. Критический взгляд на Поднебесную найти очень непросто, еще сложнее ситуация с логикой и выделением трендов. Если смотреть общий долг Китая, т.е. не только центрально правительства, но и регионов, местных компаний и частных лиц, то в 2020 году он был около 320% от ВВП, однако в обзорах все, как правило, прекрасно, и перспективы у Китая вполне радужные.

Регулярно возникающий вопрос о договоренности США и Китая по поводу формирования биполярного мира, как и страхи по разделу России, крайне преувеличен: обе страны слишком сильно расходятся в понимании этой конфигурации. Для Пекина речь идет о добровольной передаче ему первенства в мире, для Вашингтона важно сохранение фактически более слабого положения и прекращение дальнейшего развития Китая. Для обоих происходящее стало игрой с нулевой суммой – усиление одного будет ослаблением другого.

Разговоры о военной операции и присоединении Тайваня к материку пока преждевременны, в ближайшие три года (2022-2025 гг.) подобная операция приведет к обострению противостояния со всем Западом, блокаде и уничтожению отступающими янки тайваньской микроэлектроники. После 2027 года, если Китай сможет к тому моменту сохранить единство, присоединение Тайваня станет простой и рутинной операцией без каких-либо рисков и с высокой долей вероятности пройдет мирным путем.


Заметили ошибку в тексте? Сообщите об этом нам.
Выделите предложение целиком и нажмите CTRL+ENTER.


Оцените статью

––>

Спасибо за обращение

Укажите причину