Современная система управления экономикой в России крайне специфична, разработка настоящих программ развития и стратегий отдельных отраслей практически отсутствует, министерства и ведомства способны лишь к созданию «стратегии осваивания средств» и не более. Если отрасль хочет развиваться, она должна сама проявлять разумную инициативу. Есть ряд вопросов/ аспектов, что остается за рамками рассмотрения, один из них я сегодня и затрону, надеюсь, от этого будет польза
Каждый год утверждается, глагол «запускается» зачастую некорректен, множество ФЦП и стратегий, каждая из которых радостно презентуется и громогласно преподносится, как панацея от всех бед отрасли. Вот только логика их типична – вначале занимаемся планированием, потом тратим немного денег, а в последующие годы (желательно лет через 5 с текущего момента) объем инвестиций вырастает в разы, а то и на порядки, и все буквально стремится ввысь. По итогам попыток реализации утвержденных документов, получаем типичный результат – суммарный объем расходов составляет порядка 50% от запланированного, а достигнутый физический результат – не более 25%.
Более двух лет назад я делал выборку/ анализ по интересующей меня теме, не думаю, что с этого времени произошло улучшение.
Вот и получается, что разработкой стратегий и развитием отраслей занимаются исключительно энтузиасты и представители этих самых отраслей. Данное положение не может рассматриваться как нормальное, необходимо менять подход.
Принимая во внимание усиление роли и влияния государства и запуск мобилизационной экономики в ближайшие годы (если «Левый поворот», то сразу, если «Третий Рим», то с отставанием на 1-2 года), вопрос взаимодействия с органами власти получает даже более высокий приоритет, чем есть сейчас. В дополнении к этому, исчезновение ряда внешних ограничений на экономический суверенитет, как-то ВТО, откроет большое поле для маневра.
Чтобы не было вопросов, субъектом всего описываемого процесса должны выступать отраслевые ассоциации/ объединение, как внешние формы картельного сговора крупнейших компаний отрасли.
Традиционный подход
В рамках общепринятого подхода, характерного, кстати, для большей части мира, а не только России, у любой в достаточной мере консолидированной, сильной и значимой отрасли существуют каналы взаимодействия – назначенные кураторы в ФНС, Минпромторга, ФСБ и других. Понятное дело, что чем весомее роль, в масштабах экономики, тем больше внимания уделяется во властных кабинетах. Вот только есть небольшой нюанс, основная роль кураторы от регуляторов и органов власти заключается не в помощи преставлении интересов, а строго наоборот. Кураторы должны доносить позиции регуляторов до предприятий, владельцев, руководства и наиболее важных лиц, давать пояснения и обеспечивать безоговорочное принятие всех чиновничьих инициатив.
Все споры, общение, рассуждения с этими кураторами, в рамках административно-чиновничьей вертикали должны завершаться на исполнителе. Зачем ему что-то делать сверх должностных обязанностей для вас? И да, совершенно недопустимо, чтобы какой-то начальник/ замначальника отдела или управления «грузил» свое руководство тонкостями и деталями. Это будет восприниматься однозначно – он не справляется. По прошествии нескольких лет, куратор переходит на новую должность, а вы получаете другого чиновника, и все отношения надо выстраивать заново, разжевывая и объясняя все с чистого листа, под прицелом голодного взгляда.
Обратная связь возможна лишь при получении сверху директивы. Тогда куратора отрасли вызывают и говорят «нам дали команду, написать какую-нибудь программу развития, пообщайся там с отраслевиками и быстро накидай несколько страниц». Далее это запаковывается и отправляется наверх. Качество итоговых документов я описывал в самом начале статьи.
Я сталкивался с таким, когда из министерств прилетают запросы и опросники, из которых четко видно, что понимание проблем у авторов крайне поверхностное, и глубоко вникать никто не хочет.
Если у отрасли нет защитников на самом верху, т.е. ее руководители не имеют прямого выхода на первых лиц государства, то докричаться снизу не получится. Одно дело, если условный Сечин, Миллер или Чемизов направляет в нужный кабинет предложения, и каждый чиновник понимает, что в любом случае идея будет доложена намного выше их уровня.
Таким образом, существующая система взаимодействия с органами власти заточена лишь на доведение до компаний очередных чиновничьих, часто полностью оторванных от жизни, фантазий. Куратор не канал коммуникации, а бастион обороны административной системы от отраслевиков с их проблемами.
Есть значимые отрасли, представители которых имеют возможность и желание доносить чаяния и нужды на самый верх, но таких в масштабах страны не так и много, что делать все остальным?
Что делать?
Для ответа на этот вопрос, расскажу одну историю.
В нулевые годы, один мой друг поделился проблемой – компания, где он работал, пытается получить контроль над неким государственным заводом. Они перевели привилегированные акции в обыкновенные и формально получили контрольный пакет. Вроде дело сделано. Ан нет, Счетная палата встала стеной, остановив весь процесс. Ситуация странная – ранее подобные сделки проходили без проблем, конец 90-х - начало 00-х на дворе, вопрос принципов не стоял. Ответ оказался на поверхности, быстро нашел его по открытым источникам. Один из аудиторов Счетной палаты, не уверен, но их тогда вроде было человек шесть, может восемь, и они чуть ли не равны были по статусу министру (лень проверять историю), в начале 80-х пару лет работал на этом заводе, сразу после института.
Все. Далее вопросов не было. Стало ясно – этот человек ляжет костьми, но не даст вывести завод из госсобственности, для него это личное, а не профессиональное…
Отраслям нужны лоббисты, но это должны быть не назначенные кураторы, не отдельные чиновники или депутаты, которым надо будет за каждое решение оказывать «спонсорскую» помощь, нужны люди, для которых быть частью отрасли – важно и почетно.
Несколько лет назад, я долго доказывал, что стратегической проблемой компании «Стройгазмонтаж» является отсутствие «своих» людей в структурах «Газпром», т.е. нет молодых специалистов, что отработав несколько лет, переходят в компанию-заказчик. Ведь через какое-то время, эти люди росли бы в статусе и продолжали заниматься все теми же вопросами строительства. Пусть они даже будут детьми газпромовских начальников, это еще лучше. Вольно или невольно они помогали бы компании, о которой остались хорошие воспоминания.
В «СГМ» были люди из системы «Газпром» - пенсионеры или результаты выбраковки. Честные, хорошие, работящие и т.д., если они не подходили ментально, все равно оставались в газовой монополии, им просто ограничивали карьерный рост, но сохраняли профессиональные перспективы. А вот самые никчемные и вредоносные, отправлялись вначале в ДЗО, а если и там они были не нужны – в компанию-подрядчик. «На тебе Боже, что нам негоже».
На минуту представьте, какими качествами должны были обладать сотрудники, чтобы их вначале отправляли из материнской компании в ДЗО, а потом подрядчику? А мне с такими гоблинами приходилось работать, как правило, там были проблемы и с умом и с человеческими качествами.
Так вот, возвращаясь к основному вопросу – необходимо наличие в органах власти людей, пришедших из отрасли. Которые готовы не за долю малую, а на совесть представлять ее интересы. Ностальгия, уважение, возросший социальный статус и т.д. будут мотивировать «земляков» делать в разы больше и продвигать отраслевые интересы не просто разумно, но и активно. Хороший чиновник с личной мотивацией умеет поворачивать бюрократическую машину в нужную ему сторону. Ключевое слово – «личной». Интересы отрасли должны быть для этого человека своими, родными и понятными, ну и пусть он за хорошо сделанную работу и помощь получает благодарность. Ее размер будет в разы меньше, чем при работе через немотивированных людей.
И да, совсем без «мотивации» не выйдет, 10% никогда не берут взятки, 10% всегда берут, остальные в зависимости от доминирующих правил и культуры. Про мир всегда честных светлых эльфов, как-нибудь без меня рассуждайте, чудесные сценарии не разбираю.
Понятное дело, это работа на долгую перспективу, но начинать надо:
- выяснить, кто из действующих сотрудников регулирующих органов прошел через вашу отрасль, работал, учился, проходил практику (вспомните аудитора из Счетной палаты) – это ваши потенциальные Штирлицы, ищите их;
- тоже, что и выше, но через родителей, членов семьи;
- начинайте сотрудничать с институтами и академиями, где готовят чиновников и прочих мытарей, приглашайте их на практику;
- там же читайте лекции, завязывайте связи по принципу «преподаватель – студент» и т.д., кстати, очень хорошо это делает Керосинка (РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина);
- поощряйте переход молодых представителей отрасли в органы власти, оказывайте им поддержку;
- организованно поддерживайте внесение «своих» молодых и понимающих принципы Власти кандидатов в партийные списки на выборах;
- и многое другое, на стыке партизанской и агентурной работы.
Таким образом, для успешного взаимодействия с регулирующими органами, отрасли необходимо учиться методам партизанской борьбы, засылать своих агентов влияния.
Организация данного процесса может быть различной, от создания неформальных отраслевых квази-землячеств, до полузакрытых клубных структур. Главное не повторять путь американских лоббистских контор, ибо деньги не должны быть во главе. Эмоционально-личностное отношение намного более выгодно и перспективно в долгосрочной перспективе.
Резюме
Существующая система общения отраслей и государства зачастую строится в логике «компания – бухгалтерия – налоговые органы». Вы думаете, что бухгалтерия стремится всячески помочь компании? Не смешите, в более чем 95% компаний она заточена на необходимость настучать на вас налоговикам, чтобы вы заплатили «все полагающиеся» налоги и даже больше, «как положено».
Кстати, именно поэтому я считаю обязательным подчинением Главного бухгалтера ЗГД/ Вице- президенту по экономике и финансам. И да, практически всегда нельзя допускать бывшего бухгалтера до ответственности за экономику и финансы – угробит все.
Так вот, кураторы в государственных органах стремятся не помочь отрасли, а продавить/ донести до ее представителей очередные «гениальные» инициативы своего сообщества, как было с налоговым маневром в нефтегазовой отрасли. Это односторонний канал, не нужно строить иллюзий.
Если вы хотите реально защищать интересы своей отрасли на уровне государства, продвигать выгодные ей решения и т.д., что особенно актуально в свете ожидаемых изменений в экономике, необходимо начинать партизанскую войну внутри Власти. Не самим выходить на арену со львами, а помогать «своим» на этой арене, пусть даже они представляют разные властные группы. Отраслям, неимеющим национального масштаба, не имеет смысла создавать свою властную группу, это лига более высокого уровня. Им необходимо продвигать/ поддерживать отдельных представителей, исторически, ментально и эмоционально связанных с конкретной отраслью.
Кто знает, может через 5-10 лет бывший практикант, доросший до больших чинов, остановит вредоносный проект или наоборот, по старой памяти, протолкнет идеи своего бывшего начальника/ коллеги/ преподавателя, оставшегося в реальном секторе?