фото: feofila.ru
Найти описание будущего в прошлом, построить геополитические модели на исторических аналогиях и параллелях – излюбленная практика большинства специалистов. Немного развлечемся и добавим керосина в этот костер незамысловатых политологическх идей, ведь пришло время появиться новому ментальному маркетинговому образу: вместо Новой Ялты держав-победительниц, пусть это будет Новый Аугсбургский мир не желающих дальнейшего бессмысленного противостояния сторон
Попытки найти исторические аналогии для текущих и грядущих событий происходят регулярно. С не меньшей регулярностью приходится объяснять, что прямые параллели в прогностической деятельности ведут в тупик и очень сильно искажают представление о будущем. Необходимо формировать сложносоставную картину мира, включающую в себя множество правил, связей и элементов. Вот только и эксперты, и публика, не углубляясь в серьезный анализ, по-прежнему склонны цепляться за красивые аллюзии-иллюзии. Подыграем же немного их чаяниям и ударим роком...
Несколько последних лет мы слышали разговоры про Новую Ялту, которую пытались увидеть в любой попытке переговоров и встреч на верхнем уровне. Пару лет назад я пытался показать, что эти ожидания преждевременны и требуют особых условий. Повторение ялтинских соглашений невозможно без четкого определения победителей и побежденных.
В истории были и другие учредительные конгрессы миропорядка, и про них тоже начали сейчас вспоминать.
Нелепая шестерка
В марте 2021 года вышла статья «Новый концерт держав» Р. Хааса и Ч. Купчана из Council of Foreign Relations, крупнейшей неправительственной «фабрики мысли» США. Суть их предложений – аллюзия на повторение Венского конгресса 1814-1815 года (великие державы, коллективная безопасность, баланс сил и т.д.). У многих комментаторов возник резонный вопрос: «Что это было?», и здесь, вероятно, больше всего подходит ответ: «творческая импотенция».
Предлагается повторение системы, которая была создана в другую эпоху и существовала при других условиях. В этой связи радует, правда, хотя бы то, что попытки администрации Джо Байдена в первые 100 дней президентства проводить внешнюю политику в стиле второго срока Барака Обамы были критически восприняты даже внутри США.
Перечень великих держав (США, Китай, Индия, Япония, ЕС и Россия), которые, по мнению инициаторов, должны взять на поруки весь мир, вызывает удивление, но наглядно показывает приверженность составителей геостратегической парадигме предыдущих 30 лет. В ее логике США обладали монополией на применение военной силы, праволиберальные идеи и принципы никем не оспаривались, а влияние страны определялось исключительно ее экономикой.
В то же время в рассматриваемой статье есть и некоторые здравые и трезвые констатации:
- признание ослабления США и неспособность самостоятельно обеспечивать безопасность в мире (хоть так…);
- необходимость коллективной ответственности наиболее влиятельных стран (влияние оценивается не в будущем, а здесь и сейчас);
- зачисление России в «шестерку» вопреки ее экономическому весу);
- понимание, что в будущем нас ждет мир Realpolitik без моральных и идеологических оценок великими державами друг друга (отрадно…).
Однако в глаза бросается то, насколько авторы игнорируют, недооценивают или попросту не понимают вещей, казалось бы, элементарных: неизбежных перемен в соотношении сил уже в самом ближайшем будущем, неопределенности сценария, по которому пойдет мир, неясности в отношении того, какая из стран будет обладать субъектностью (похоже, тут ЕС вообще не к месту), разногласий в оценке того, какие факторы окажутся реально значимыми (показательно, что военную силу авторы определяют по размеру военного бюджета). В общем – ничего серьезного, обычная попытка найти выход из кризиса косметическими мерами, без понимания всех последствий. Уже через год предлагаемая конструкция из шести держав перестанет быть актуальной, что же говорить о более долгом периоде!..
И, да, отсутствие сильных новых моделей свидетельствует о кризисе стратегической мысли на Западе, об отсутствии понимания принципов и законов тех кардинальных изменений, которые происходят в мире.
Таким образом, забавно, что в попытках найти ответы на настоящее в прошлом представители цвета мировой интеллектуальной геостратегической мысли додумались до повторения Венского конгресса. Поздравим их с этим и посмотрим, какие еще глубины истории можно разворошить по данной теме.
Перезапуск глобального мира
На фоне активизации части западных элит по поводу перезапуска глобального миропорядка на новых принципах важно иметь трезвый ответ на вопрос о том, а можно ли вообще это сделать. Кризис конца капитализма никуда не делся, перекосы глобализации лишь усилились, из-за карантинных мероприятий произошло разрушение производственной структуры реального сектора, декларируемые планы уходят все дальше от законов сохранения. Посмотрите, каковы теперь в мире проблемы с поставками и ценами по производственным цепочкам, и ведь это только начало.
Падение экономики в развитых странах, центре мир-системы, будет более 50% за 3-4 года, что означает неизбежность социальной катастрофы, превосходящей по последствиям уничтожение СССР. В таких условиях перестают работать практически все формальные и неформальные законы и начинает господствовать основной закон джунглей: каждый сам за себя.
Удержать социально-политическую ситуацию в таких условиях можно будет лишь очень жесткой силой: любое неповиновение – и полицейские/ военные имеют право стрелять, однако ресурсов и людей для этого у той же Европы нет. Обходной путь идет через массовое зомбирование населения, уничтожение критического мышления, использование механизмов подавления личности и воли, превращение среды в концлагерь. Фактически, речь идет о натягивании квази-религиозных, сектантских принципов контроля и власти на весь глобус, о построении антиутопии, разведении манкуртов и редукции людей до животных. Происходит все это в форме новой религиозности – экологического сатанизма, прикрывающего системное ограбление не-Запада.
Меморандум Шваба провозгласил именно такую политику. Не имея жесткой силы, экологосатанисты предпринимают попытку установить тотальную власть исподволь, мягкими методами – через авторитет, информацию, требование уважения к законам для населения, а также через угрозы, шантаж и обман для элит. Еще пару лет назад, на фоне двукратного и более падения уровня жизни, эти инструменты не дали бы желаемого эффекта. Поэтому, чтобы усилить воздействие механизмов контроля и власти, Шваб и Ко решили массово изменить сознание всего человечества, жестко переформатировать за несколько лет всех и каждого и распространить эти изменения на будущие поколения. Это есть не что иное, как дичайший социально-психологический эксперимент, ведь раньше подобные изменения (например, кастовое общество, формирование новых этносов и т.д.) шли во временном масштабе поколений. Предыдущий аналогичный эксперимент в Европе проводил Третий Рейх, нынешняя логика событий вполне ему соответствует.
У человечества так и не появилось инструментов и ресурсов для решения данной задачи в средне- и долгосрочном горизонте, у западных элит нет реальной возможности решить поставленную задачу и удержать под управлением существующую сложную систему. Кстати, в ближайшее время следует ожидать серьезного упрощения этой системы. Западные элиты не смогли добиться поставленных целей через финансы и законы, а тут ведь задача на порядок сложнее, хотя ресурсов-то все меньше и меньше.
И вот Фининтерн, контролирующий Европу, пошел на хитрость. В рамках мир-системной модели мира Центр должен владеть монополией в том числе и на самые развитые технологии, но за последние два десятка лет безусловное технологическое лидерство от Запада ушло. В итоге основой будущего уклада решили объявить отдельные экологические технологии (далеко не все), не нужные никому вне Европы. Дело осталось за малым – убедить весь остальной мир в необходимости отказа от других направлений развития.
И, да, не нужно путать логику намерений с логикой обстоятельств, мало ли кто чего захочет…
Таким образом, ясно, что переформатирование, изменение принципов и законов глобального мира практически невозможно осуществить без крушения существующих систем. Поскольку реальных механизмов и способов решения не было и нет, правые глобалисты решили пойти иным путем – создать квазирелигиозную систему.
Если поставленная задача решена не будет, мир выйдет на неуправляемые процессы распада глобальной системы, автономизацию и игры в стиле «каждый сам за себя». Благоприятным сценарием станет Мир панрегионов, а альтернативой – Темные века и катастрофа.
Новый Аугсбургский мир
В современном мире многие воспринимают религию как реликт прошлого, как ограничение свободы и мысли. Особенно интересно наблюдать, как одни и те же люди без каких-либо сомнений готовы верить в необходимость вакцинировать всех и вся и при этом жестко ограничивать всех задающих вопросы. Вы не доверяете священнику, но, не испытывая сомнений, верите человеку с научным дипломом, даже если он противоречит сам себе и несет бред. Дело доходит вообще до призывов запрета высказывать свое мнение людям, не имеющим дипломов, научных степеней и званий.
Это может показаться странным, но современные ученые все больше похожи на жрецов. Где все те люди в белых халатах, которые несколько лет назад обосновывали и ратовали за сокращение больниц и врачей? Теперь у них другой канон молитв. Кто из них ответил хотя бы своим именем и статусом за предыдущие ошибки?
А что же дальше? Если вдруг объявят, что из соображений сохранности планеты нужно стерилизовать или убить половину населения? Самое страшное, что ведь волонтеры найдутся и будут так же кричать и требовать. Думаете, преувеличиваю? Отнюдь, диапазон допустимого сдвинут и все больше набирает скорость движения. На каком уровне опьяненные отсутствием социального сопротивления и возможностью решать любые проблемы за счет давления чиновники остановятся? И крепостное право ведь начиналось далеко не одномоментно.
По всему миру идет разрушение социальных институтов, общностей, доверия, происходит постоянный рост напряжения, в обществе появляются все новые и новые расколы. Планету охватывает усиление квазирелигиозного сознания. Чиновники от медицины и экологии норовят стать новыми жрецами, сея в социуме панику, страх, убивая все варианты будущего, ломая стиль жизни, вызывая неврозы и погружая людей в депрессию.
Последние полгода я периодически шутил о необходимости забыть о модели Новой Ялты и перейти к Новому Аугсбургскому религиозному миру. Напомню, в 1555 году было заключено соглашение между католическими и лютеранскими князьями и введен принцип «Чья земля, того и вера». Что-то похожее может ждать нас и в будущем. Доля шутки за минувшие полгода значительно уменьшилась.
Если посмотреть на политику Фининтерна, то легко можно заметить постоянно усиливающуюся религиозную составляющую – во всем, например, это экологический сатанизм. Любые разговоры и попытки критически осмыслить экологические мифы вызывают иррационально жесткую реакцию, религиозную по содержанию. Минимальное сомнение в антропологическом характере изменения климата тут же шельмуется, попытки разобраться в проблемах встречают реакцию на уровне запрета в Средневековой Европе самостоятельно читать Библию недуховным лицам. Однако если бы при этом речь шла исключительно о климате! Но посмотрите на ситуацию с вакцинацией – все те же апелляции к эмоциям, вере и отрицание любой критики. Мир распадается на территории, живущие по принципам «Кого власть, того и вера». Критический взгляд на вещи повсеместно переходит в категорию «вне закона».
К сожалению, Россия тоже оказалась в плену этого веяния, достаточно посмотреть на то, что случилось с вакцинацией. К медицине все происходящее не имеет никакого отношения, зато к политике – наипрямейшее. Общий вызов порождает одинаковые решения.
В отличие от Новой Ялты, для заключения Нового Аугсбургского мира совсем не нужны победители, достаточно того, чтобы все стороны понимали бесперспективность и бессмысленность продолжения войны. В нашем случае, если Россия, Китай и ряд крупных стран, блокада которых для остального мира даст больше проблем, чем плюсов, выдвинут свою альтернативную реформистскую повестку, отрицающую инклюзивный капитализм и экологосатанизм, то соглашение возможно. Необходимо будет лишь продержаться некоторое время и показать упорство и готовность идти до конца.
Таким образом, чаемая в течение нескольких последних лет Новая Ялта вполне может оказаться Новым Аугсбургским религиозным миром. Психоисторическая борьба перешла практически в религиозную форму, с собственной верой в экологосатанизм, а также и грехом – антропогенным влиянием на климатические изменения и алармистскими требованиями на этот счет. Мистерии плотно входят в нашу жизнь, а вакцинация приравнивается к таинствам – добровольным, но обязательным.
Обращение к старым принципам порождает сходные попытки решения, поживем – увидим.
Резюме
Несколько последних лет в попытках спрогнозировать будущее вели речь о Новой Ялте, в рамках которой подразумевалось соглашение держав-победительниц по разделу мира. В марте же 2021 года вышла статья «Новый концерт держав» с намеком отнюдь не на Ялту, а на Венский конгресс. В этом нет ничего удивительного, ведь моделей, опирающихся на исторические аналоги, хоть пруд пруди и создавать их намного проще, чем анализировать сложную онтологию.
Попытка современной праволиберальной Европы сохранить свое положение вылилась в стремление вернуться к вере и религии, однако в искаженном и грубом варианте, похожем на попытку Третьего Рейха построить политеистическое общество на синтетической квазирелигии. Увы, привычный нам мир уходит, скорость интеллектуальной, эмоциональной и духовной деградации населения идет невиданными темпами.
Фининтерн с доктриной Шваба все больше заводит весь мир в логику религиозного противостояния, приближая тем самым катастрофу. Мы нуждаемся в своем Мартине Лютере, способном прибить тезисы на дверях собора экологизма. Нам необходимо противопоставить эколого-сатанинским квазирелигиозным взглядам нашу критическую позицию на базе экологической науки, с открытыми данными и алгоритмами. Цель – не в переубеждении «верующих», а в формировании альтернативной точки зрения, поддерживаемой достаточным количеством стран и игроков. Наличие сильной альтернативной Швабу точки зрения, обрекает эколого-сатанизм на гибель. Наша задача – помочь ему в этом.