Несколько лет назад распад НАТО большинством экспертов и населения оценивался бы как конспирология и маргинальные фантазии. События осени 2021 года наглядно показали – мир изменяется и НАТО как реликт времен холодной войны будет списан. Создание AUKUS’а подняло много новых вопросов, сегодня рассмотрим предпосылки переформатирования военных блоков, проблемы «бросаемых» европейцев, положение отвергнутого ядерного союзника и шанс для самого обиженного НАТО народа Европы
7 ноября 2019 года президент Франции Э. Макрон отметил отсутствие координации по стратегическим решениям между США и их союзниками по альянсу, охарактеризовав его как «смерть мозга НАТО». Диагноз запоздал, с середины 1990-х годов альянс живет в рамках инерционного сценария исключительно за счет спинного мозга.
Исторически НАТО создавалось для сдерживания и противостояния СССР: необходимо было максимально растянуть географически линию этого противостояния и усложнить нашей стране экспансию и развитие. После гибели СССР ничего нового придумано не было, по инерции продолжилось сдерживание и конфронтация с Россией. Именно для удлинения области охвата в альянс были приняты Турция и Греция, а позже и страны Восточной Европы. Особого военного смысла в этом не было, однако время идет, и на повестке дня теперь другой вопрос – что дальше будет с альянсом?
Тихоокеанское НАТО
Работы Карла Маркса и других экономистов сформировали громадный пласт знания и теорий, из которых следует: базис в виде производственных сил и отношений первичен, т.е. экономика определяет в том числе и геополитику.
Ключевые военные блоки мира
В моих описаниях стратегий разных игроков подробно рассматривались разные варианты для Юго-Восточной Азии и Австралии.
Сформированный оборонный – читай: в области ВПК – союз государств США, Британии и Австралии (AUKUS) замечательно позиционируется поверх большей части стратегий (соответствует всем перечисленным ниже) ключевых западных игроков в 21-ом веке, а именно:
- вывод из США ВПК и флотов с созданием резервной базы в Австралии и Новой Зеландии (Фининтерн);
- формирование Новой Британии и переезд элиты и части населения в Австралию (Британия);
- формирование прообраза Новой Британской империи (Британия);
- создание резервной территории для миграции десятков миллионов WASP’ов из США в случае следования стратегии «Ибероамерика» (Промышленные элиты США, Британия).
Почему же все-таки стоит говорить об экономике? В кратко- и среднесрочной перспективе Австралии выгоден союз с Китаем, в долгосрочной – все не так однозначно. Если бы во главе угла стояла экономика, ни о каком членстве Австралии в антикитайском союзе речи бы не шло.
Интересно другое, запущен явный процесс формирования альтернативы НАТО: блок AUKUS как тыловая база, Индия, Япония и рядом расположенные страны в качестве основного силового блока. Цель данного союза очевидна – сдерживание и блокировка Китая (см. стратегия «Антикитайский пакт»).
Есть ли в текущих событиях сильные стратегические ходы? Пока – нет, общая логика повторяет события в Европе после начала холодной войны. События протекают неспешно, словно впереди у противостояния несколько десятков лет и нет все ускоряющихся процессов убывания силы США и разрушения глобального мира.
Таким образом, очевидно, что геостратегические перспективы у НАТО отсутствуют, главный противник Запада – Китай, противостояние с ним требует совсем других союзников. Россия в этих раскладах вторична, сдерживать ее военным путем не требуется, много проще оставить буферную зону/дикие земли, требующие больших ресурсов и времени на наведение там порядка. Собственно, AUKUS с добавлением Индии, Японии и ряда менее значимых стран и должен, по мнению Штатов, стать антикитайским союзом.
Судьбы Европы
Осенью 2021 года резко возросла активность бюрократии НАТО в отношении России (провокация закрытия миссии, заявления по Украине, выступление главы МИД Германии, взрывоопасная напряженность в Косово и др.). Все это имитация бурной деятельности и типичные, рефлексивные, не имеющие далеко идущих последствий дерганья чиновников, осознающих, что их списали.
Проект НАТО перестал быть интересным для США – основного плательщика и владельца ресурсов. В ближайшие пару лет связанные с НАТО структуры будут лишены довольствия, а в 2024-2025 гг. встанет и вопрос о выводе войск США из Европы. Пока что натовские и европейские околовоенные бюрократы всего лишь пытаются показать свою значимость и незаменимость, далее пойдут постоянные обращения к США и попытки втянуть их в текущие разборки.
Ближе к сроку вывода войск США европейцы начнут создавать препятствия, подставлять и ставить страны в сложные ситуации, стараясь делать свои проблемы общими. Ничего путного из этого, разумеется, не выйдет, но риски глупых и тупых провокаций в отношении России сильно увеличатся. До полной глупости, что характеризует политикум на Украине, дело дойдет вряд ли, но общая тональность будет вполне в духе «дэржавной» киевской элоквенции последних лет.
Уход Штатов повлечет обвальное снижение защищенности, безопасности и технологического благополучия стран континентальной Европы, у которых и так накопилось множество проблем, закрываемых лишь с помощью США. Это:
- отсутствие собственных армий/флотов, речь может идти только об очень ограниченном количестве боеспособных полков/бригад и кораблей;
- утрата/отсутствие опыта управления и командования современными операциями, системой подготовки кадров;
- неспособность собственного ВПК покрыть даже минимальные потребности на примитивном уровне;
- отставание в современном вооружении (нет базы и наработок) от России, США и Китая, а по некоторым позициям – и от стран второго эшелона;
- низкий боевой дух и стремящаяся к нулю пассионарность.
В лучшем положении находится Британия в силу большей автономности, защищенности и сохранения на ближайшие годы (до конца 2020-х годов) военных связей с США. Турция будет идти в фарватере Британии, используя ее помощь. Армии членов НАТО будут стремительно превращаться в нечто непонятное: перестающая работать техника, необученные и немотивированные кадры, попытки создать что-либо квазибоеспособное из набранных в спешке гражданских. В общем, все это будет напоминать Украину образца 2014 года, но в меньших масштабах и с несколько более современным антуражем.
И, да, смена хозяина и защитника может оказаться благом для народа и страны, но катастрофой для конкретных персон на высоких постах.
Таким образом, любопытно, что НАТО дожило до 2021 года, фактически не имея реальных целей существования и не представляя более интереса для США. Очень часто бесполезные и ничего не делающие международные структуры умирают крайне медленно, особенно если они не привлекают к себе внимания и не создаются новые аналоги-конкуренты.
В ближайшее время следует ожидать продолжения формирования внутри НАТО фракций, прообразом которых стало заключенное 28.09.2021 соглашение об обороне и безопасности между Францией и Грецией – понятное дело, против Турции. Можно, конечно, попытаться описывать и другие возможные сочетания и союзы, но смысла нет – очень быстро все конфигурации уйдут в историю.
Для европейских членов альянса уход США станет катастрофой, найти выход из которой они будут не в состоянии.
Французские миражи
Доминирующее и определяющее положение в НАТО всегда занимали США, на позиции младшего партнера вроде бы прочно закрепилась Британия. Между тем это место второй по силе и статусу державы постоянно оспаривалась Францией. Для акцентирования своего куража и особого апломба последняя в 1966-2009 гг. даже выходила из военной структуры блока, оставаясь лишь в составе его политической части. Вхождение Франции на равных в клуб ядерных держав, амбиции и требование для себя привилегированного статуса долгое время осложняли внутринатовские взаимоотношения.
Объявление о создании AUKUS’a 15.09.2021 г. ознаменовалось потерей Францией австралийских заказов на $66 млрд. Видимо, это справедливое наказание за Мистрали, ведь люди издавна знают, что жадность и нарушение слова порождают бедность. Недавняя беззубая конфронтация с Британией, особенно показательный скандал с лицензиями на вылов рыбы и последующий отказ от угроз и обещаний отключить в Британии электричество, показали геополитическую слабость и несостоятельность Парижа. Даже такая «мощная» страна, как Швейцария, расторгла военные контракты с Францией.
Претензии Франции на лидерство в Европе подкрепляется лишь ядерным статусом, да легендой об эффективном Иностранном легионе. В составе последнего несколько лет назад состояло всего два офицера-легионера, остальные были военными, перешедшими из кадровых частей. Собственно, после сдачи Алжира и последовавшего антиправительственного бунта былая мощь и слава Иностранного легиона всячески выхолащивались, пока он не дошел до статуса обычного армейского подразделения.
Для понимания глубины проблемы: во Франции не ведется отдельной статистики по национальной принадлежности в привычном для нас понимании. Рожденный на территории Франции ребенок – всегда француз. По косвенным оценкам, доля именно коренного населения уже снизилась до 73%, в общественных школах юга соотношение коренных и детей мигрантов чаще всего 50/50, в отдельных местах – и того меньше.
Европу, конечно, не стоит совсем списывать, но и мечтать о возрождении консервативных ценностей в Западной Европе – глупо. Для этого потребовалась бы полная зачистка не только мигрантов и им сочувствующих, но и практически всей элиты, занимающейся уничтожением остатков собственных народов. С нашей же стороны границы попытки подтолкнуть Россию к роли жандарма Европы будут продолжаться, консенсуса у нас в обществе нет, взгляды у людей разнятся.
И, да, система Иностранного легиона мертва как во Франции, так и Испании...
Таким образом, ясно, что претензии Франции на лидерство в Европе и формирование собственного союза/фракции внутри НАТО пока не подкрепляются должной политической волей. Даже наличие ядерного оружия не обеспечивает лидирующих позиций, внутренние неоварвары для Парижа – намного более серьезная проблема, чем внешние враги.
Франция стала первой и основной внутренней жертвой создания блока AUKUS, потери касаются не только грядущей утраты безопасности и защиты со стороны США, но и громадных провалов в экономике из-за отказа от военных заказов.
Шанс на реванш для Сербии
Ставшие привычными в последние 30 лет принципы и законы геополитики рушатся, жесткие монолитные конструкции и границы растворяются. Россия в 2014 году была первой, за ней мерить глубины допустимого начали другие: Турция, Иран, Белоруссия и т.д. На наших глазах в режиме реального времени происходит слом баланса на Балканах. Корректировка транспортных наркопотоков делает бессмысленным экономическое существование Косова – язвы на теле Европы.
В настоящее время у сербских элит есть выбор – стать региональным субъектом или остаться объектом. В следующий раз окно возможностей откроется не ранее 2024-2025 гг. (в связи с уходом войск США из Европы), и совсем не факт, что текущие персоналии будут к тому времени в живых, да и выигрыш будет значительно меньше.
Сербия должна решить, вводить или нет полицию и войска на север края. Риск действительно велик – прежде всего это возможное желание США реабилитироваться за бегство из Афганистана. Обязательно будут введены санкции со стороны ЕС, но вероятность военных действия снижается эмоциональной готовностью Франции и, в меньшей степени, Германии оспаривать любые решения внутри НАТО из-за AUKUS и шанса получить доминирование на Балканах.
В условиях экономической катастрофы, когда обвал может начаться в любой момент, и при политической поддержке России и Китая (удар по позициям США и ЕС изнутри) могла бы получиться очень красивая игра.
Выбор для сербов традиционен – текущие, краткосрочные проблемы и среднесрочный выигрыш либо отказ от будущего. Активная и субъектная политика Сербии сделает ее фаворитом в игре за будущее региона вне зависимости от того, пойдет ли эта часть Европы в состав Российского панрегиона или будет запущен проект Континентальной Европы «Четвертый Рим» с центром на бывших территориях Австро-Венгрии.
Победа на севере Косово даст сигнал остальным сербским территориям – Черногории и Боснии, поднимет боевой дух населения, а сама Сербия станет яркой политической силой в регионе и центром сборки. Вдобавок станет ясна слабость косовских албанцев, давление на которых будет нагнетаться, вплоть до массового их изгнания.
И, да, в 2014 году Россия стояла перед таким же выбором в Крыму, конечно, было страшно, но риск оказался оправдан…
Таким образом, похоже, что ослабление НАТО уже начинает расширять коридоры возможностей и давать шанс на реванш обиженным. Первый такт, не рискнув, власти в Белграде уже упустили, окно возможностей пока открыто, но чем дольше они будут тянуть, тем сложнее будет решиться.
Резюме
Военный блок НАТО был создан во времена холодной войны для противостояния и сдерживания СССР, после 1991 года альянс по инерции продолжил свое существование, все более превращаясь в клуб по интересам для сдерживания якобы большой и страшной России. Тридцать лет НАТО выполняло роль бюрократической структуры, обязанной мобилизовывать союзников и принимать единые стандарты для последующих покупок ими продукции ВПК США.
Все эти годы процессы вырождения шли без спешки, но после объявления о создании блока AUKUS (Австралия, Британия и США) скорость гибели альянса резко ускорилась. Согласно текущим трендам, в 2024-2025 гг. США, не имея более ресурсов и сил, будут активно покидать Европу. Франция будет пытаться перетянуть на себя военное первенство на континенте, но шансов у нее мало, так как нет ни ресурсов, ни энергии. Германия с остальными потенциальными союзниками способны лишь на участие в локальных операциях, да высказывание моральной поддержки.
Британия и Турция, каждая по-своему, находятся в лучшем положении, но зависимость в области поставок военной продукции будет очень сильно изменять баланс. Вероятность прямых военных конфликтов стран НАТО между собой в ближайшие годы невелика, но линии раскола, особенно в отношениях Турции и континентальной Европы, будут нарастать. В ближайшие годы Балканам опять грозит быть захлестнутыми кровью, слишком много нерешенных проблем там скопилось. У сербов же появляется шанс на отмщение и возврат утерянных на Балканах позиций, особенно если в этом будут заинтересованы внешние игроки.
фото: mnews.joins.com