Во второй статье, посвященной вопросу пассионарности, основное внимание уделено взаимодействию пассионариев с обществом, причинам резкого снижения пассионарности в мире и методам решения проблем с пассионарностью в России
Планируя написать статью о пассионарности этнической системы, я столкнулся с необходимостью отдельно рассмотреть взаимодействие пассионариев с обществом и отдельно с элитой, что подвигло меня на выделение вопросов элиты в отдельную статью, которая будет опубликована позже.
Отсутствие героев
Для лучшего понимания, в предыдущем материале в классификации было приведено несколько примеров пассионариев из прошлых эпох, но людей раньше жило много меньше чем сейчас. Логично предположить, что пассионариев в наши дни, да в условиях повсеместного распространенния Интернета, должно быть больше, вот только реальность опровергает эту мысль.
Ниже представлена таблица, продублированная из предыдущей статьи, с небольшими дополнениями, как ответ на вопросы и предложения читателей.
Классификация пассионариев
Много ли в современном мире пассионариев в сфере материи верхних трех рангов, гениальных людей, что смогли самореализоваться и раскрыться? Последним был Фидель Кастро (ранг «+6»), и никого из живущих ныне. Рассмотрим В.В. Путина, я понимаю, что у многих болезнь под названием - «Наша Таня громко плачет, рядом Путин не иначе…», но надо. Сейчас он проявился как ранг «+5» - спасение страны от гибели, расчленения, полной приватизации и возврат к роли одной из трех великих держав. Согласно военной стратегии США, таких стран всего три – собственно штаты и их противники – Китай и Россия. Если Путин захочет и сможет запустить в России долгосрочное развития, ранее я описывал возможные стратегии, то проявится, как пассионарий ранга «+6» и войдет в историю. Дональд Трамп в 2018 году перешел на ранг «+4», если сможет запустить следующий 80-ти летний цикл развития штатов, не погибнув в гражданской войне, то войдет в историю как пассионарий ранга «+6». И все…
В категории «энергия (психоистория, смыслы)» последним из великих был Бжезинский. Может быть по прошествии ряда лет проявится некая новая система смыслов, разрабатываемая в наши дни в тишине пещер разума, но пока даже намека на нее нет. К сожалению, пока большая часть претендующего на величие, суть компиляция и расширение существующих смыслов, приправленное манией величия авторов.
В части «информации (знания, технологии)» полнейший застой. Ранг «+4» уникален в масштабах планеты, людей уровня «+3» рассматриваем как светочей в пределах отрасли и страны.
Не появилось желание воскликнуть – измельчало человечество, вырождается? Ан нет, дело в другом.
Барьеры для пассионариев
Как отмечалось в первой части, пассионария характеризует не только талант или гениальность, т.е. врожденная предрасположенность, но и надлежащая самореализация, проявление данного от рождения. Среди современных людей так же много талантливых и имеющих большой потенциал, не думаю, что эти «гены» вымываются из популяции быстрее, чем несколько столетий назад. Вот только талантливый человек, рожденный и воспитанный в современном обществе, не хочет становиться пассионарием, все больше за себя любимого радеет.
Барьеры проявления пассионарности
Когда сетуют, что в Европе последние десятилетия проводилась политика «нулевой пассионарности», то говорят о следующих результатах:
- отсутствие идеалов, достигнутое уничтожением религиозных догм, подмена их экологосатанизмом и дискриминацией большинства в угоду меньшинству;
- воспитание жесткой внутренней самоцензуры и догматичности вместо рефлексии;
- отсутствие ограничений и наказаний при воспитании детей/ тепличные условия и, как следствие, отсутствие у детей сильной воли;
- вытравливание идеи самопожертвования с помощью привития потребительского мышления и эгоизма.
Как продукт такого воспитания может стать пассионарием? Вот и не знают в Европе, что теперь делать, ведь в смутные времена нужны именно пассионарии. Вся надежда на жителей бывших соцстран, там хоть какая-то энергия осталась у населения, времени на воспитания нового поколения нет. Приведенные в первой части личностные черты и качества, как раз и направлены на ликвидацию внутриличностного ограничителя у пассионариев. Сравните приведенные выше правила с воспитанием людей в предыдущие века, где присутствовала вера в идеалы, логическое мышление через обучение на мертвых языках, воля, как следствие жестких ограничений, ну и вишенкой на торте – участие в военных конфликтах (преодоление страха смерти) и попытки думать о великом.
Кстати, войны и катастрофы являются распространенным и известным механизмом не только утилизации, но и поднятия пассионарности – появляется много людей, преодолевших страх смерти, потерь и готовых действовать вопреки всему. Череда революций начала 20-го века в Европе была прямым следствием роста пассионарности в ходе Первой мировой войны.
Пусть человек даже готов к самопожертвованию, а тут его встречает современное иерархическое, сложно структурированное общество, с господствующим отрицательным отбором и стремлением подавить все необычное. Всю энергию и все ресурсы пассионарий вынужден тратить не на свершения и развитие этнической системы, а на прорубание пути к точке, где его таланты и силы будут полезны. Большинство так не до чего и не добирается, меньшинство оказывается на пару рангов ниже своего потенциала, зато море карьеристов, обывателей и планктона радуются жизни. Ведь так спокойно и хорошо, когда рядом все такие же простые и банальные.
Таким образом, потенциальные пассионарии как рождались столетия назад, так и продолжают рождаться, вот только современное воспитание и сопротивление социальной среды не дают возможности абсолютному большинству из них принести пользу и самореализоваться. Как это ни удивительно, но столетия назад, пробиться пассионариям было в разы легче, чем в наше свободное и человеколюбивое время. Вот поэтому так мало в современном мире пассионариев высоких рангов.
Влияние пассионариев на общество
Выше уже было сказано про политику «нулевой пассионарности» в Европе. Возникает резонный вопрос – что это было? Ответ прост - обычная стратегическая ошибка, когда ради среднесрочных выгод элит, были уничтожены долгосрочные перспективы народов.
В 50-х годах прошлого века западные элиты поняли, что пассионарии очень неспокойный контингент, все время пытаются менять мир, исходя из своих усмотрений, верят в какие-то идеалы, начинают вести за собой простой люд. И вот проблема – они мало управляемы и хотят счастья для всех, а не только избранных. Тут еще и страх перед Советским Союзом.
Не было у европейцев (да и сейчас нет) тонких механизмов управления пассионарностью, не было времени и желания заниматься селекцией – выжгли все разумное до самых корней, а теперь и прорастать нечему. Да и историческое наследие было под стать, каких только воин и геноцидов в Европе не было, всех пассионариев вырезали ни по одному разу.
Когда в народе много пассионариев, начинается бурление, внутривидовая борьба идей. Часть энергии выплескивается за пределы – одни казаки по окраинам России, с их самовольными завоеваниями и походами чего стоят. Часть энергии идет на борьбу между пассионариями внутри этнической системы. Страшное время, кровавое, но без пассионариев не выжить в эпоху геополитической нестабильности, да и развития нет.
Можно ли рассчитать пассионарность общества? Если есть тяга все загонять в цифру, то можно поиграть с историческими фактами (более пассионарное общество побеждает при учете фактора времени), большими данными, подобрать формулы и коэффициенты, но это отдельная глубокая работа для какого-нибудь think tanks (фабрики мысли).
Можем ли мы определить количество и ранг пассионариев, при котором не будет перегрева этнической системы и будет обеспечено развитие и победа над врагом? Нет, надо работать с теми, кто нам будет дан. Сложность управления хаотическими системами выше уровня понимания существующих управленцев, а пассионарии – квинтэссенция хаоса социальных систем.
Кстати, относительно отрицательной пассионарности – почему она ограничено рангом «-3», ведь вреда этнической системе можно принести много больше. Можно, но это будут уже люди другой этнической системы, в рамках которой у них положительная пассионарность, ну или мелкие личности, волей случая оказавшиеся на высоких постах – это я про Горбачева вспомнил.
Таким образом, большое количество пассионариев палка о двух концах, вроде как и развитие без них не идет, но и сидеть в тишине и спокойствии они не дадут. Вот и гнобят во всех обществах пассионариев в периоды застоя, а как тяжелые времена, так сразу начинают бегать – где талантливые и сильные духом люди, готовые решить возникшие проблемы и не боящиеся ответственности. Вот как у нас начинают вопрошать...
Пассионарии в России
Ситуация с пассионариями в России в целом лучше, чем в развитых странах, но так же оставляет желать лучшего. Особенно проблематично идут дела у поколения младше 30 лет, в полно мере столкнувшихся с ЕГЭ и массовой культурой в лице Ксении Собчак и «Дома-2». Помочь им конечно можно, но далеко не всем. Под «им» я подразумевал оболваненных детей, а не работников массовой культуры. Ради последних можно закрыть глаза на неканоничность «очистительного огня».
Исторически, Россия всегда славилась пассионариями, выражавшими интересы народа/ этнической системы, как правило вопреки воле элит. Противоречие интересов элиты и пассионариев у нас имеет несколько вариантов решения, от бессмысленных и беспощадных бунтов с последующим вырезанием пассионариев, до революции и практически полного уничтожения и замены старой элиты, как было по итогам событий 1917 года. У меня совсем нет уверенности, что Россия выдержит еще один бунт или революцию, но и инерционный сценарий, без роста влияния пассионариев, для нас неприемлем. Следовательно, нужен механизм позволяющий:
- воспитывать элиту в соответствии с интересами этнической системы (подробнее см. Скрытое основание);
- создать условия для проявления пассионариев;
- создать ограничитель выплеска пассионарной энергии внутри страны, и перенаправление ее вовне.
Советская система общественных отношений и образования позволяла массово воспитывать пассионариев, и именно им мы обязаны Победой, успехам познесталинского периода и научному прорыву. Не будем в очередной раз разбирать ошибки и вредительство, приведшие к падению пассионарности советского общества, просто отметим для себя – кое-что из прошлого опыта нужно будет возрождать, а что-то обязательно менять. Ну а для комплексного решения поставленных выше задач необходимо создать/ возродить следующие механизмы:
- поиск талантливых и гениальных детей, для качественного раскрытия таланта;
- наличие психоисторических смыслов (идеология, религия), принимаемых и разделяемых абсолютным большинством населения (всегда есть около 5% диссидентов, какая бы идеология не была);
- отношения в семье, школе и обществе (а первую очередь во дворе и его эрзацах) формирующие внутреннюю свободу, смелость, волю;
- система обучения, дающая логическое мышление, навыки рефлексии;
- обязательная служба в армии, для претендующих на высокие посты и карьеру, участие в локальных конфликтах (этого «добра» в ближайшие десятилетия в мире будет хватать всем);
- карьерные лифты через реализацию сложных, в чем-то героических и прорывных проектов, требующих результата, таланта и самопожертвования;
- механизм мягкой отправки/ выдавливания пассионариев, отрицающих психоисторические смыслы большинства населения, за пределы страны.
Видения будущего России
На выходе получаем когерентных (согласованно направленных) пассионариев, разделяющих основные, базовые идеалы. Борьба между ними будет протекать не в вопросе – быть или не быть России, а каким именно путем делать ее великой – «СССР-2», «Царица морей», «Третий Рим» и т.д. Согласитесь, такой вариант менее кровавый и продуктивный. Сторонников проигравшей в текущий такт борьбы стратегии, всегда можно направить на реализацию проекта, присутствующего и в его картине будущего, а не уничтожать или подавлять.
Да и для выдавленных мягко, без больших обид пассионариев, всегда будет занятие на благо России. Вспоминаем казаков, что бежали из страны, и вдруг осознавали себя еще большими русскими, чем оставшиеся. Вследствие чего они начинали вести себя соответственно представлениям о максимальном благе для Родины, присоединяя территории и людей. Вышесказанное не относится к большинству современных либеральных «беженцев» вроде Каспарова и Ко, они по шкале пассионарности в минусе.
Таким образом, политика по ограничению пассионарности в России не допустима и вредна. Необходимо срочно решать вопрос с идеологией, образованием и массовой культурой. Россия нуждается в пассионариях, желающих сделать ее великой, а какой из вариантов/ стратегий будет им ближе – вопрос вторичный. Спор между сторонниками проектов «СССР-2» и «Царица морей» на порядок продуктивен, чем очередной виток борьбы «западников» и «славянофилов», не способных выйти за пределы психоисторических смыслов «Третьего Рима». Про либералов и прочих обечеловеков даже вспоминать не хочется.
Заключение
Концентрация и количество пассионариев в современном мире крайне низко. Политика «нулевой пассионарности» навязывалась не только Европе, но и всему миру. Праволиберальное воспитание мастерски ставило внутриличностные барьеры для талантливых и гениальных, низводя их до уровня обычных карьеристов. Тех же, кому получалось сохранить внутреннюю свободу, волю и самопожертвование, всячески ограничивает общество. В итоге, потенциальные пассионарии растрачивают все силы и потенциал на борьбу за право творить, делая в разы меньше возможного. Не удивительно, что в современном мире ни один пассионарий трех высших рангов не заявил о себе во весь голос, это на семь миллиардов людей с развитой информационной средой... Ничего странного в этом нет, ведь повсеместно господствовала идея «Конца истории», установления всеобщего глобального праволиберального мира, для которого пассионарии были опасны.
«Вот - срок настал. Крылами бьет беда, и каждый час обиды множит…»
Для преодоления кризиса всем геополитическим проектам очень нужны пассионарии, ведь инерционные сценарии негативны практически для всех.
Что в этой ситуации делать России – ни в коем случае не пытаться ограничивать пассионарность, озаботиться идеологией, зачистить систему образования и общественную среду от влияния праволиберальной гадости. На первые годы этого хватит сполна, ну а потом будет думать на предмет Скрытого основания, чтобы опять не повторить ошибок Советского Союза и недопустить появления новых Горбачевых, Яковлевых и Шеварднадзе.
Еще необходимо отметить, что пассионарии являются важнейшей частью этнической системы и наиболее точно и ярко выражают ее интересы. Проблема в том, что эти интересы очень часто не совпадают с видением элиты. Взаимоотношения пассионариев и элиты крайне важны и интересны, что требует отдельного рассмотрения, которое будет сделано в следующей статье.